Видеокурсам акварели Iris Solaris чуть больше года, но у них уже сотни довольных клиентов из России, СНГ, Европы и Америки. Мы поговорили с создательницей бизнеса о том, как найти покупателей в интернете и заработать на своём хобби.
Старт в Instagram
Со студенческих времён Ира работала на фрилансе — занималась графическим дизайном, разрабатывала сайты, презентации и полиграфию. Акварель долгое время была простым хобби.
Летом 2016 года она создала аккаунт в Instagram и начала размещать там свои рисунки. Довольно скоро подписчики начали обращаться с запросами на покупку работ или обучение. В 2017 году в связке с 5 другими художниками Ира организовала свой первый марафон — серию совместных бесплатных видеоуроков для всех желающих. Постепенно такие события стали регулярными.
Часто после марафона поступают вопросы: «А вы даёте уроки?», «А где подробнее можно про это почитать?», «А вы будете там-то и там-то?». Это идеальный момент, чтобы предложить какой-то продукт. При этом я видела, что моим коллегам есть, что предложить. И это не обязательно сложные и высококлассные продукты. Если ты зацепил, то людям интересно всё. Я всегда чувствовала, что упускаю возможности, и меня это расстраивало. Я понимала, что пора бы записать хотя бы пару уроков, сделать сайт, но руки никогда не доходили.
Во время очередного марафона в декабре 2018 Ира решила действовать: создать несколько уроков и одностраничный сайт на Tilda для их продажи. На запись видео времени не хватало, но заявить о себе нужно было как можно скорее.
Я решила сделать отложенный старт. Расписала программу на сайте, объявила о том, что теперь у меня есть онлайн-уроки, но откроются они только спустя две недели. Собрала деньги. И только потом начала их записывать.
Сейчас я начала интересоваться маркетингом и знаю, что это обычная практика. Но тогда для меня это было неслыханной дерзостью.
Трудностей с набором не возникло: среди подписчиков в Instagram было немало желающих. Уроки собрали положительные отзывы, у бизнеса появились первые лояльные клиенты.
Меньше перфекционизма и больше заботы о клиентах
До сих пор Ира самостоятельно занимается сайтом, снимает и обрабатывает видео, планирует уроки. В итоге затрат получается не так много: хостинг, почтовый сервис и реклама.
Некоторые считают, что если делать, то сразу качественно, и тратят огромные суммы на аренду записывающей студии, профессиональную обработку, масштабные рекламные компании и прочее. Я не отрицаю такой подход, но мне комфортнее двигаться постепенно. Моя ближайшая цель – расширяться и выпускать новые курсы и уроки. По возможности на более высоком уровне.
Ира применяет налоговый режим для самозанятых, но, в отличие от многих своих коллег, не принимает деньги от покупателей переводами на банковскую карту или электронный кошелёк. Для неё было важно исключить дополнительный шаг к совершению покупки — не заставлять клиентов связываться с продавцом для обсуждения оплаты. С лета прошлого года на сайте Iris Solaris подключена ЮKassa.
Когда ЮKassa (ех-Яндекс.Касса) начала работать с самозанятыми, я перешла на неё. В отличие от переводов на кошелёк Яндекс.Денег, здесь клиенты получают чек о покупке и видят, что всё серьёзно.
На моём сайте покупка подтверждается вручную, потому что в случае неудачной заявки я не хочу терять клиента и лично с ним связываюсь. При этом если человек платит ночью, я не могу сразу открыть доступ к уроку. В таких ситуациях чек помогает покупателям не волноваться, что оплата прошла и всё хорошо.
Касса подключается бесплатно и предлагает выгодные тарифы, деньги за покупку поступают на счёт уже на следующий день.
Оборот у бизнеса пока небольшой — около 65 000 рублей в месяц при среднем чеке в 3200 рублей. Подавляющее большинство клиентов — девушки, и приходят они из Instagram. Даже те, кто проявляет интерес при личном общении или через знакомых, в конечном итоге заходят в Instagram и именно там решаются на покупку. Четверть из них приходят снова и следят за новыми курсами.
Не только рисунки
По-прежнему Instagram — основная площадка, где Ира формирует свой личный бренд. Там она размещает работы и рассказывает о своём подходе к преподаванию, собирая вокруг себя единомышленников.
Мои клиенты — это не новички, а те, кто уже рисует, но хочет видеть более живой, сочный и эффектный результат. Часто это рациональные люди, которые долго обдумывают покупку, читают мои посты, пробуют бесплатные уроки и только через несколько месяцев дозревают до покупки. Я сама такая же. Я люблю всё раскладывать по полочкам и ненавижу нерациональную подачу, бесполезную информацию и абстракции вроде «акварель — это магия» или «сердце подскажет, как рисовать».
Ира признаётся, что пока в её бизнесе много спонтанности и творческого подхода. Она продвигает свои курсы и старается каждый раз предложить покупателям что-то новое, но долгосрочной стратегии, направленной на повышение прибыли, у неё пока нет.
Думаю, главное — правильно настроить все этапы воронки и найти точки соприкосновения с целевой аудиторией. Для повышения прибыли развиваю свой сайт и Инстаграм, даю рекламу, создаю бесплатный контент, который привлекает новых пользователей и позволяем им познакомишься с продуктом.
Сейчас она ищет варианты кооперации и делегирования части задач, чтобы сконцентрироваться на создании новых курсов и уроков, поскольку спрос на них постоянно растёт.
Два самых главных плюса в моей работе над собственным онлайн-проектом — интерес и самовыражение.
Любой собственный бизнес — это творчество. Как построить предложение, как сформировать программу, куда направить средства — это всё как части одной творческо-логической головоломки, которую очень увлекательно собирать и наблюдать за функционированием. Если же говорить о самовыражении, то только высказываясь (во всех смыслах этого слова), ты понимаешь, что хотел сказать, кто ты и чего на самом деле хочешь от жизни.
Как реагировать на внезапные перемены?
Массовый переход на удалённую работу и вынужденный отказ людей от прогулок и массовых мероприятий отразился на рынке онлайн-образования. Ира перемены тоже ощутила, но воспринимает их без радужного оптимизма.
На мой апрельский курс набор был больше среднего. Хотя, думаю, если бы не было самоизоляции и, соответственно, такого количества скидок и предложений со всех сторон, учеников было бы ещё больше. Казалось бы, люди будут сидеть дома несколько месяцев, и это расцвет для онлайн-бизнеса и хобби. Но, я не особо воодушевлена. Последует экономический кризис. И, конечно, рисование не относится к расходам первой необходимости. Морально готовлюсь к тому, что покупателей станет гораздо меньше.
Ира отмечает, что на фоне тревожных настроений нужно продолжать регулярно общаться со своей аудиторией, но в более расслабленном режиме с осторожным выбором тем.
Маркетологи говорят, что это лучшее время для укрепления личного бренда. Причём, супер-полезные посты аудитория уже начинает "выплевывать" (стресс, нервозность, отсутствие концентрации, избыток информации и предложений). Можно больше рассказывать о себе, своём продукте, позиционировании, познакомиться со своей аудиторией. В общем, не пропадать с радаров и по возможности, делать контент. Этим я и собираюсь заняться.
ЮKassa (ех-Яндекс.Касса) поможет вам оставаться на плаву в любой ситуации. У нас нет платы за подключение и абонентской платы, только комиссия с успешных операций. В Кассе доступны 20 способов оплаты, выставления счетов для продаж без сайта, массовые выплаты пользователям. Мы работаем с бизнесом любого размера, как с юридическими лицами, так и с самозанятыми.