28 ноября у православных христиан по всему миру снова начался Рождественский пост. Как не пройти мимо этого важного времени в ожидании прихода в мир Богомладенца и провести его с пользой для ума и души?
Напомним, что ежегодный Рождественский пост из года в год продолжается в одно и то же календарное время: с 28 ноября по 6 января и завершается Светлым праздником Рождества спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.
Для большинства новостных сообщений это повод снова поговорить о том, что можно и чего нельзя делать в пост, а заодно о здоровом образе жизни, кулинарии, качественных продуктах и прочих вещах. Но все эти полезные темы не имеют никакого отношения ни к грядущему Рождеству, ни к христианству.
Духовенство Русской Православной Церкви не случайно в своих медиа-обращениях и проповедях ежегодно перед началом постов настаивает на том, что вера наша – это не система запретов и ограничений.
Не особая система питания и диеты. Не перестройка пищеварения с животной на растительную пищу. Господь наш говорил: «Сыне, дай Мне твоё сердце» (Притчи 23, 26).
В то же время православную аскетику никто не отменял, и священники отмечают, что пост как плотское ограничение необходим. Но и разумные послабления поста допустимы. Не поститься, то есть не ограничивать себя в рационе, разрешается детям до семи лет, тяжелобольным, беременным и кормящим мамам.
Инвалидам, в том числе детям-инвалидам старше семи лет, священники советуют не изнурять себя воздержанием в плане питания, но найти свою меру поста, тем более, что Рождественский пост не такой строгий, как Великий.
Подсказкой для многих родителей может стать постное меню православных духовных учебных заведений. Например, в рационе семинаристов, помимо редких в календаре строгих дней, присутствует рыба и морепродукты.
Как повторяет на встречах с прихожанами епархий по всей России известный проповедник, автор книг, ведущий видеоканала в интернете, протоиерей Андрей Ткачёв, «Пост относится к уму больше, чем к чреву».
Ещё одна из любимых цитат батюшки звучит так: «Стоит напоминать, что экология ума и чистота информационной пищи важнее всего для христианина, и это ему, соответственно, тяжелее всего даётся».
А это значит, что ум наш должен быть обращён в эти дни к духовному чтению, молитве, милосердию. Вместо привычного мультика или фильма вместе с детьми мы можем читать по главе Евангелия перед сном, а если по возрасту ребёнка это пока рановато – значит, детскую Библию с картинками.
Говорить с ними о Боге. Отвечать на детские «почему». Мастерить своими руками вертеп с пещерой, овечками и пастухами, с крошечными яслями и лучезарной звездой, заодно рассказывая ребёнку евангельскую историю.
Вместе настраиваться на предстоящий праздник, приход в мир Спасителя. Словом, больше времени уделять детской душе и её духовной пище, нежели телесной.
А ещё предстоящее Рождество Христово и наступивший пост – повод поговорить с ребёнком о страдании Спасителя, потому что, ограждая от представлений о страдании, мы не воспитаем в нем сострадательности и милосердия.
Архимандрит Савва (Мажуко) назвал страдание ни много ни мало восьмым таинством между Богом и человеком. Можно много рассуждать о его причинах и уроках в чужой или собственной жизни и все-таки понимать, что тайна страдания сокровенна - то есть во многом скрыта от нас.
Почему страдают дети? Почему страдаем мы? Часто об этом спрашивает ребёнок, который с младенчества имеет опыт страдания и боли.
Что мы можем ему ответить? Рассказать о Богомладенце Христе. О том, как его Матери не нашлось места в гостинице, и Он родился в вертепе, насквозь продуваемом ветром, и был положен в кормушку для овец. О том, сколько гонений, страданий и напрасных обвинений Ему пришлось пережить ради нас. Ради тебя, малыш.
Завершить размышление о предстоящем посте хочется опять же словами отца Андрея Ткачёва: «С нас, христиан, больший спрос. От нас ожидается теплота понимания и неосуждения. К себе – строгость, к ближнему – милость, Богу – поклонение в духе. Вот христианство».
Алиса Шляпникова