Привет, уважаемые читатели! Сегодня опять немного истории. Я понимаю, что вам интереснее читать про современные разработки, но как все мы заметили, что современно в нашей стране - это забытое старое, которое нам пытаются представить как труды эффективных менеджеров. Но для меня важно, чтобы мы не забывали историю, хотя бы в техническом эквиваленте.
Поэтому, я вам все-таки расскажу о Бе-12 или "Чайке" по классификации НАТО. Этот самолет-амфибия создавался на замену предшественника мирового масштаба Бе-6, который смог установить 46 рекордов за время своего служения Родине, иными словами с 1951-го года.
Бе-12 разрабатывался в 1960-х годах, а уже в 1965-м поступил на вооружение ВМФ и служит до сих пор, как это ни странно. Хотя, планируется в ближайшие годы списать все под замену... Так, в 2015-м было 7 самолетов на вооружении России и несколько представителей в Украине и Вьетнаме.
Я не буду расписывать, какими сложными были этапы рождения Б-12, но расскажу о том, что первый полет опытного аппарата составил 58 минут и требовал небольших корректировок, но по факту оказалось, что замеченные мелочи не так у безобидны и работа по доведению до ума была колоссальной. Итак, на заводе им. Дмитрова первый самолет был заложен в 1963-м, а последний в 1972-м году.
Лодка-летун была цельнометаллической из алюминиевых сплавов. Два мотора на крыльях по типу "чайка" несли фюзеляж в форме лодки на двух поплавках с вертикальным и горизонтальным (свободным палубным) оперением. Хвостовое колесо составляло трехопорное шасси с антиюзовым автоматическим торможением. Самолет мог осуществлять взлет как с бетонной поверхности, так и с грунтовой.
Штурман, радист, командир и его помощник составляли весь экипаж.
Глиссирующий тип двухреданной лодки служил фюзеляжем самолета и состоял из 73-х шпангоутов. Рабочая обшивка имела неоднородную толщину от 0,8-ми до 3-х мм и обрабатывалась специальными покрытиями от коррозии. Нижние 3,3 м от первого редана сделана водонепроницаемыми до 8-го отсека. Всего отсеков было 10, они соединялись между собой специальными шпангоутами с дверьми, которые в закрытом виде делали отсек полностью герметичным.
Водонепроницаемая часть "Чайки", составлявшая 81450 литров, была рассчитана на вероятность выдержать волну высотой 750 см. Осадка варьировалась в зависимости от шасси:
- в убранном состоянии - 155 см;
- в выпущенном - 263 см.
Передняя часть самолета-амфибии принадлежала летчикам и штурману. Вход в их кабины осуществлялся через дверь, которая открывалась во внутрь справа по борту перед отсеком для шасси. Катапультирование летчиков происходило через люки в потолке кабины. Через них же пилоты выходили на палубу, открыв сдвижные крышки.
Аварийный люк для штурмана тоже имелся и располагался в районе форштевня. Помимо этого, имелись люки для якоря и аварийный, которые использовались при посадке на воду и заправке самолета на плаву. Были продуманы даже причальные утки, на случай, если пришлось бы удерживать плавательные средства. Не обошлось и без брызгоотражателей.
8 000 метров - максимальная высота полета, ввиду негерметичности кабин для экипажа. Однако, кабины эти были отапливаемы последними ступенями компрессоров от маршевых двигателей и оборудованы кислородной системой.
Кресла пилотов были полностью мобильными за счет специальных рельсов.
Средняя часть фюзеляжа составляла ниши для шасси + шестиметровый грузовой отсек, который заполнялся через люк, расположенный сверху, но был и днищевый двустворчатый люк, которые закрывались при помощи штангово-штырьевых замков.
В случае, если покинуть самолет приходилось в воздухе применялся вход/выход через дверь, открывающуюся вовнутрь пневмоприводом. за этой дверью крепился контейнер с аварийной надувной лодкой.
Для маневрирования по воде применялся руль с необратимым гидроусилителем, располагающимся под днищем.
Над крылом, на стыке центроплана амфибии со средней частью крыла с двух сторон располагались маршевые двигатели ТВД АИ-20Д, каждый из которых развивал 5180 л.с. Также имелся дополнительная силовая установка АИ-8, которая располагалась на задней части фюзеляжа и могла использоваться лишь до высоты 3 км. Четырехлопастные винты АВ-68Д имели диаметр 5 метров и были вынесены вперед, плюс еще возвышены от водной поверхности на 3,5 м. Специальное отверстие для выхлопных газов располагалось по левому борту.
8 мягких топливных баков в центроплане, вместе с 2-мя кессон-баками на средних частях крыльев вмещали в себя 11300 литров авиационного керосина. Имелся также дополнительный бак на 1800 литров в грузовом отсеке. Подача топлива осуществлялась самотеков, благодаря типу крыла.
А теперь самое интересное - вооружение. Это был бомбардировщик с минно-торпедным оборудованием, которые могут также нести бомбы СК-1 "Скальп", ПЛАБ-250-120 и ПЛАБ-50, являющимися противолодочными. Торпеды АТ-1/ -1М и УМГТ-1. И это еще не все. Ориентирные морские бомбы ОМАБ-25-8Н/ -25-12Д тоже могли перевозиться на борту самолета-амфибии.
Для того, чтобы с Б-12 можно было прицелится применялся коллиматорный прицел НКПБ-7 на пару с ПВУ-С-1 "Сирень-2М", а бортовой РЛС "И-2Б" помогал распознать радиовидимые цели.
А теперь ТТХ:
- Длина - 30,1 м.
- Высота - 7,4 м.
- Размах крыла - 30,2 м.
- Площадь крыла - 99 кв. м.
- Двигатель - 2 х ТВД АИ-20Д, мощностью 5180 л. с. каждый.
- Масса пустого самолета - 24 тонны.
- Масса взлетная - 36 тонн.
- Масса топлива - 9 тонн.
- Масса боевой нагрузки - 3 тонны.
- Максимальная скорость полета - 550 км/ч.
- Скорость при патрулировании - 320 км/ч.
- Взлетная скорость - 210 км/ч.
- Длина разбега - 1,2 км.
- Длина пробега - 1,1 км.
- Мореходность - 3 балла.
- Максимальная дальность полета - 4000 км.
- Тактический радиус действия - 600-650 км.
- Практический потолок - 12,1 км.
- Экипаж - 4 человека.
На этом все, дорогие читатели! Пишите комментарии, подписывайтесь на канал и ставьте лайк! О том, какие рекорды поставил предшественник Бе-6, я напишу в следующей статье.
До новых встреч!