Всем привет. Сегодня озвучим очередные перлы наших чиновников, которые потенциально могут повлиять на большое количество наших граждан.
На прошлой неделе сенаторы из Совета Федерации озаботились потребительским экстремизмом, который якобы имеет место при покупке квартир в новостройках. Якобы покупатели слишком придираются к качеству квадратных метров, и для застройщиков это выливается в многомиллионные иски и неустойки.
Застройщики
По мнению застройщиков, во всём виноват "Закон о защите прав потребителей". Иски подают из-за щелей в стенах, искрящей проводки, косых дверей (если покупалась квартира с отделкой), текущих труб и т.д. Основной проблемой является якобы то, что рассмотрение претензии потребителя у застройщика есть только 10 дней, по истечении которых включается счётчик неустойки. А неустойка, озвучу - 1% в день. Далее суды, кассации, апелляции и т.д. Из-за чего застройщик может выплатить потребителю сумму большую, чем стоит квартира. Плюс штраф в 50% от того, что выплачено потребителю.
Это были претензии застройщиков к своим клиентам. Выглядит вроде правильно и справедливо. Надо менять такую систему, где есть возможность выкачивать деньги из застройщиков, которые наоборот желают только блага покупателям квартир, но их ещё и обобрать пытаются.
Покупатели
А давайте теперь посмотрим на ситуацию со стороны покупателей. В целом, и в частностях.
Покупатель приходит к риэлтору или застройщику. Покупает квартиру по необоснованно завышенным ценам. Да, несправедливо кидать обвинения в завышении цен только застройщикам. Как ни странно, но маржа для них не так чтобы велика. В небольших городах их прибыль равна 8-10%, в миллионниках этот показатель от 15 до 36% (По данным РБК). Остальное в карман кладёт государство, риэлторы и банки. Но человек, который отдаёт значительные суммы за жильё, имеет право требовать качественного товара.
Жильё приобретается в 2 случаях: собственно необходимость в собственном жилье и с целью инвестиций (Которые оправданы только тогда, когда квартиру покупают на будущее детям. Если же квартира покупается чисто для сдачи в аренду, это глупость, а не инвестиции). Так что у любого покупателя возникает необходимость как можно быстрее начать пользоваться своим приобретением. Если покупатель снимал квартиру, то чем быстрее он сможет в неё въехать, тем быстрее он перестанет платить лишние деньги за аренду. Особенно актуально, если квартира взята в ипотеку (тогда и ипотеку платишь 1-2 года и за аренду). Те же, кто берёт квартиры для сдачи в аренду, тоже заинтересованы в скорейшем вводе квартиры в эксплуатацию, т.к. они тоже теряют деньги от её простоя. Тут меньше всего страдают те, кто приобретает для детей на будущее. У них как правило нет необходимости торопиться, и они могут подождать подольше, прежде чем начать её сдавать (в данном случае сдача в аренду - способ снизить затраты, а не получить выгоду).
И вот застройщик вам сообщает, что дом сдан и вы можете получить ключи. Следовательно распоряжаться своей покупкой. С этого момента ваша квартира - ваша ответственность. И именно с передачи ключей, застройщик перестаёт нести ответственность за все недоделки, которые он допустил.
Собственно на этом этапе застройщики и начинают страдать. Мало кто из покупателей готов мириться с тем, что отдал несколько миллионов за то, чем пользоваться нельзя. Согласен, что например кривые стены не несут в себе ничего такого прям ужасного. Но это только на первый взгляд. После постройки дом оседает. Обычно это срок от 1 до 3 лет. Если стены кривые при постройке, то давление на них распределяется не так, как должно по проекту. В итоге при просадке дома, можно получить вот такую картину, когда стена фактически начинает складываться наружу.
Это может не быть критично, но это крайне неприятно. Вы уже сделали ремонт, отдали кучу денег, а тут такое. И как минимум грядут дополнительные траты на замазывание щелей и поклейку новых обоев. Бывает и хуже. Потому даже кривые стены отнесены к грубым недоделкам, которые обязан устранять застройщик. Привожу краткий список таких недоделок: кривые стены, пол или потолок (не 2-3 миллиметра уклона, а серьезные перепады, заметные невооруженным глазом);
- поврежденная или криво установленная входная дверь;
- «проблемные» стеклопакеты (они могут отсутствовать в раме, быть перекошенными, пропускать влагу и позволять ветрам гулять по квартире. Любой из этих дефектов – повод для замены окна);
- дыры в стенах (обычно это не заделанные технологические отверстия);
- протечки труб, сложности с циркуляцией и подачей воды;
- существенное изменение планировки квартиры или значительное уменьшение/увеличение ее площади.
О том, как принимать жильё, читайте тут: Новострой-СПб: все новостройки
Собственно чем грозят недоделки застройщиков, сталкивался и лично, и в общении с соседями. Дефекты труб приводили к затоплениям. Особенно скрытые дефекты, которые не видно сразу, а только по прошествии времени. Лично у меня был случай, когда чуть не пришлось делать ремонт соседям, потому что якобы я их заливал. А учитывая то, что в данной квартире никто не жил, свет и вода были постоянно выключены. Но капало от меня. В результате после нескольких вечерних поездок по вызову управляющей компании, выяснилось, что трубу с горячей водой провели слишком близко к трубе с холодной, и она сильно "потела" из-за плохого герметика. Причём проведена не правильно она была между моей квартирой и квартирой соседей сверху. Ну и эти капли потихоньку стекали по стояку и просачивались к соседям снизу, которые обнаружили протечку только тогда, когда провисающий натяжной потолок уже было видно не вооруженным глазом.
В результате мы застройщики ноют, что им приходится долго судиться и отдавать значительные суммы из-за проигрышей в судах, хотя достаточно было бы взять список существенных недостатков и пройтись по всему дому, что проверить продаваемые квартиры на отсутствие оных недостатков. Ну или если пропустили, то рассматривать претензии сразу, в сроки установленные законом. Ведь на устранение недостатков у застройщика есть 45 дней. По статистике застройщики как правило устраняют существенные недостатки в среднем за 1-2 недели. Т.е. за треть отведённого времени.
Тогда к чему жалобы в Совет Федерации? Да всё очень просто. Чем меньше застройщик, тем выгоднее ему побыстрее продать квартиру. Отсюда уменьшение сроков строительства и увеличение количества косяков в сдаваемых объектах. Но и крупняк бывает грешит тем же. Это конечно может быть воспринято, как антиреклама, но я лично не люблю ПИК. Самые отстойные квартиры, которые лично я видел, были квартирами ПИКа. И та, где протекал конденсат, тоже была в доме постройки ПИКа. Я уж не говорю о том, как данные товарищи выставляют на продажу квартиры, как двушки, по цене двушек. Хотя по факту это однушка с большой кухней. Причём кухню отдельно выделить не получается из-за планировок. Но продают, как двушку.
Потребительский экстремизм, о котором я слышу уже несколько лет - фикция. Не спорю, наверняка есть отдельные люди, которые наживаются на застройщиках, путём организации схем выкачки денег через неустойку. Но абсолютное большинство покупателей хотят лишь качественного жилья, за которое они заплатили реально большие деньги.
Первый раз с этим термином я столкнулся года 3 назад, когда также хотели ужесточить законодательство по просьбе авто дилеров. Мол клиенты в край офигели, и требуют новые машины взамен старых, или замену авто после найденной неисправности. Примерно в то же время я наткнулся на авто юриста Ярдрея. И после просмотра его выпусков стало понятно, что автоьдилеры просто не хотят работать по закону, т.к. им это не выгодно, но хотят переложить свои косяки на потребителей. На авто рынке кстати тоже имеют место просрочки по ремонту. И многие также не могут починить авто за 45 суток. Как правило не потому, что не могут. А потому, что не хотят, забыли и т.д. Даю ссылку на канал Ярдрея. Смотрите видео 2-3 летней давности. Там самый сок.
https://www.youtube.com/c/Yardrey/videos
К слову, я работал в здании рядом с авто дилером. Там прекрасно видно, как персонал дилера гоняет на машинах клиентов, разводя их по стоянкам, как некоторые авто клиентов стоят под открытым небом неделями и никто ими не занимается. Ну и классика - падение с автовоза. И после этого нас же ещё обвиняют в потребительском терроризме.
P.S. мнение о ПИКе - моё личное мнение, основанное на приобретении квартиры у данного застройщика, а также мнениях моих друзей и коллег, которые сделали такую же глупость. Конкуренты ПИКа мне к сожалению не платят.
P.P.S. не платит мне и Ярдрей. Просто я считаю, что данный гражданин всё правильно делает. Понятное дело, не без выгоды для себя, но в целом его деятельность одобряю. Моё желание лишь в том, чтобы показать людям, что происходит вокруг. Ну а зачем Совету Федерации вступаться за застройщиков? Да всё просто. Они отстаивают интересы своих заказчиков.