Найти тему
Город за окном

"Тайная история" Донны Тартт

Обложка книги
Обложка книги

Первый роман Донны Тартт назывался "Тайная история". Он отлично продавался в США и был переведен на 24 языка. Добротная средняя проза, с детективным сюжетом, основанная, как кажется автору, на литературном багаже всего человечества. Поскольку написана по мотивам обучения в университете на филологическом курсе. Вопреки распространенному мнению, что на гонорары прожить в США невозможно (мнение это создавали наши эмигранты, которых, понятно, никто там читать не собирался), за эту книжку тогда еще студентка Тартт получила гонорар в 450 тысяч долларов, а всего было продано 75 тысяч экз. Это очень прилично для подобного рода романчика.

Пишет она, понятно, о чем видит - о Вермонтском университете, студентах, преподавателях. В центре событий 5 студентов, считающих себя элитой: и финансовой, и интеллектуальной. Они специализируются на древнегреческом языке и литературе, однако такими вещами ни американского, ни любого другого читателя не удержишь. Поэтому первая часть романа может немного разочаровать, и даже оттолкнуть, однако по мере продвижения сюжета Тартт начинает матереть прямо на глазах. Если в первой части вся студенческая братия воспринимается как биомасса, характеры главных героев едва намечаются, а главные события лишь маячат на горизонте, то во второй, написанной, судя по всему, после определенного тайм-аута, типа каникул, чтиво резко меняется. Всего крови не очень много, то есть, не для детектива это писалось, конечно, а опять о "Твари дрожащей". Про топор, студента и Достоевского она там где-то прямым текстом начинает говорить. Сколько бы я не рассказывал сюжет, испортить чтение не смогу, не в фабуле там дело, а в уникальном авторском почерке. Есть люди, даже критики, которые считают, что "История" написана лучше "Щегла", и их можно понять.

Что опять поражает - невероятная студенческая вольница в отношении алкоголя, наркотиков, секса всех разновидностей. Есть даже полуподпольная студенческая нарколаборатория, во всяком случае, часть преподавателей и администрации знают о ее существовании. Опять, как в "Щегле", запрещенные вещества мне незнакомы даже по названиям. При этом герои романа успешно учатся, сдают экзамены, переходят с курса на курс и числятся на приличном счету. Пока, наконец, не происходит нечто невообразимое: в ходе неистовой мистической оргии главные герои убивают случайно подвернувшегося под руку фермера. Это я так пишу, что выглядит, будто вот они перепились, погадали на картах таро, вышли из бара и в драке убили зазевавшегося ковбоя. Оргия настоящая, с вызовом греческих богов, короче, это не опишешь, надо читать. Один из друзей после всего этого немного повредился умом и начинает то по мелочи, а то и по крупному шантажировать своих сокурсников. С этого момента Тартт уже настоящий психолог в сторону конфликтологии. Дальше рассказывать не буду, вдруг соберетесь читать.

Что мне в Тартт нравится. Безусловное следование литературной традиции. Ей не нужен Холмс, у нее любая утка, плывущая по пруду, может быть выпуклее, живее и загадочнее Холмса. А уж когда два, нет, три, убийства, там вообще простор для человека, который владеет языком, общей культурой и не прочь внести в литературу какие-то свои новации.

Особо порадовал традиционный эпилог, словно из романов 19 века. Я очень люблю, когда мне рассказывают всё, что произошло с героями за последние 10-15 лет, кто на ком женился, у кого кто родился, это настолько забыто в современной литературе, что эпилог я читал как нечто сверхмодернистское.