Письмо пять десет и шесть.
Достопочтенные читатели!
Unterdessen Великая армия, ведомая императором французов Наполеоном, 12 июня 1812 г. перешла через реку Неман в районе города Ковно (ныне Каунас) и вторглась на территорию Российской империи.
О 1812 г. можно рассказывать так долго, что не хватит 208 прошедших с тех пор лет. По сей причину прошу извинить, что не объясню все обстоятельства. Замечу лишь, что Великую армию составили подданные Империи французов, королевств Италии, Неаполя, Испании и Пруссии, Рейнского союза, герцогства Варшавского, Швейцарии, Австрийской империи. Россию поддерживала только Великобритания, причем морально. Швеция и Османская империя соблюдали нейтралитет, что было крупным достижением русской дипломатии.
Вследствие подавляющего численного превосходства противника 1-я Западная армия генерала от инфантерии Михаила Богдановича Барклая де Толли и 2-я Западная армия генерала от инфантерии Петра Ивановича Багратиона, как писал поэт, «молча отступали». 16 июня Наполеон вошел в Вильно, 27 июля – в Витебск, 6 августа – в Смоленск, 2 сентября – в Москву.
Эртель с командуемым им 2-м резервным корпусом оказался вдалеке от Наполеона, но не бездействовал. 11 июля он прибыл в Мозырь и начал возводить укрепления. Во всеподданнейшем рапорте Эртель доложил, что солдаты устраивают шалости и жители бегут. Например, кто-то разрубил 40 бочек с реквизиционным вином. Эртель обещал установить порядок.
Покорный к услугам, Baron de la Yausa.