Найти тему

Экосистемы. Сбер vs Яндекс vs Mail

Оглавление
Богатыри»— картина Виктора Васнецова
Богатыри»— картина Виктора Васнецова

29 мая 2018 года Яндекс запустил Яндекс.Плюс.

17 октября 2019 года Mail запустил Combo.

И вот 24 сентября 2020 Сбер запускает СберПрайм.

Все эти сервисы - это подписки, которые дают дополнительные преимущества при использовании продуктов компаний (экосистемы продуктов).

Их цель - удержать клиентов внутри экосистемы.

Основные подходы к формированию экосистемы

  • Яндекс покупал сервисы на ранних стадиях развития и создавал собственные.
  • Mail в основном инвестирует средства в компании, как на ранних стадиях, так и на более поздних.
  • Сбер входит в капитал уже устоявшихся направлений и создает совместные предприятия (СП) с тем же Яндексом и Mail. Хотя за 2020 год Сбер инвестировал и в очень молодые компании.
  • Mail и Яндекс подходили к формированию экосистем постепенно, Сбер одним наскоком.

Совместные предприятия

Иллюстрация из книги "Лучшие сказки для детей. М., ОЛМА-ПРЕСС, 2006"
Иллюстрация из книги "Лучшие сказки для детей. М., ОЛМА-ПРЕСС, 2006"
  • Майли и Сбер имеют общие продукты, что является явным источником конфликта. Качество сервисов от этого только пострадает, так как часть сил будет тратиться на выяснения отношений и кто "круче" (о чем говорят последние новости относительно СП Сбера, Яндекса и Mail).
  • Яндекс и Сбер недавно разошлись. Стоит отметить, что Сбер явно помог Яндексу раскачать Беру (сейчас Яндекс.Маркет).

Бренд

  • У Яндекса сильный бренд. Почти все его сервисы носят его название.
  • У Mail все сервисы носят разные названия.
  • У Сбера часть сервисов носят его названия, а чата нет. Например, Окко, Ситимобил, СберЗдоровье.
  • Ситимобил и YouDrive - совместные компании Mail и Сбера, и маловероятно, что Mail согласится поменять названия этих компаний на СберТакси и СберДрайв.

Отношение к продуктам

Так выглядит реклама СберПрайм в отделении Сбербанка
Так выглядит реклама СберПрайм в отделении Сбербанка
  • Сбер явно плохо относится к своим продуктам. Посмотрите на картинку ниже.
  • Яндекс наиболее щепетилен относительно качества.
  • Яндекс вкладывается в UX (user experience - основная цель которого, делать сервисы удобными для обычных пользователей) и новые функции, Сбер и Mail делают попытки.

Сервисы

Фото каршеринга Яндекс.Драйв
Фото каршеринга Яндекс.Драйв
  • Яндекс.Диск, Облако mail.ru, СберДиск

С учетом того, что Сбер ассоциируется с государством, то СберДиск будет всегда иметь "плохую репутацию" большого брата, который смотрит за тобой.

  • Delivery, Яндекс.Еда

Очень положительно отношусь к Delivery, так как это первопроходец среди сервисов по доставке еды из ресторанов.

  • Ситимобил, Яндекс.Такси

Ситимобилу далеко до Яндекс.Такси по охвату, удобству приложения, качеству сервиса и комфортности.

  • Окко, Кинопоиск (один из немногих сервисов без приставки Яндекс)

На рынке первое место явно принадлежит другому сервису - ivi. Окко и Кинопоиск пытаются его догнать.

  • YouDrive, Яндекс.Драйв

Явный лидер на рынке это Яндекс.Драйв. Самый удобный из сервисов.

YouDrive в самом хвосте каршерингов, если не на последнем месте.

  • Яндекс.Музыка, СберЗвук, BOOM

Вольт Вольфрамович пользуется только Яндекс.Музыкой (а так же Радио) и Apple Музыка. По его мнению на первом месте - Яндекс.Радио, так как этот сервис использует AI и ищет песни под вкус пользователя (недавно добавили этот функционал и в Яндекс.Музыку).

Ассоциации

Петр I отрезает бороду боярину
Петр I отрезает бороду боярину
  • Сбер похож на компанию, которая пытается разом проглотить большой кусок.
  • Сбер - это бояре, которых Петр переодел и заставил побриться. Только Сбер еще не дошел до этого.
  • Яндекс похож на динамично развивающуюся компанию.
  • Экосистеме Mail больше соответствует название холдинг.
  • Сбер - неотесанный, Яндекс - утонченный, Mail - что-то посередине.

В заключение хочется сказать, что если Сбербанк не поменяет подход, то ему никогда не удастся догнать Яндекс, как минимум по качеству.

Лично Вольт Вольфрамович предпочитает пользоваться продуктами Яндекса.

Вопрос читателям:

Как Вы относитесь к экосистемам Сбера, Mail и Яндекса?