29 мая 2018 года Яндекс запустил Яндекс.Плюс.
17 октября 2019 года Mail запустил Combo.
И вот 24 сентября 2020 Сбер запускает СберПрайм.
Все эти сервисы - это подписки, которые дают дополнительные преимущества при использовании продуктов компаний (экосистемы продуктов).
Их цель - удержать клиентов внутри экосистемы.
Основные подходы к формированию экосистемы
- Яндекс покупал сервисы на ранних стадиях развития и создавал собственные.
- Mail в основном инвестирует средства в компании, как на ранних стадиях, так и на более поздних.
- Сбер входит в капитал уже устоявшихся направлений и создает совместные предприятия (СП) с тем же Яндексом и Mail. Хотя за 2020 год Сбер инвестировал и в очень молодые компании.
- Mail и Яндекс подходили к формированию экосистем постепенно, Сбер одним наскоком.
Совместные предприятия
- Майли и Сбер имеют общие продукты, что является явным источником конфликта. Качество сервисов от этого только пострадает, так как часть сил будет тратиться на выяснения отношений и кто "круче" (о чем говорят последние новости относительно СП Сбера, Яндекса и Mail).
- Яндекс и Сбер недавно разошлись. Стоит отметить, что Сбер явно помог Яндексу раскачать Беру (сейчас Яндекс.Маркет).
Бренд
- У Яндекса сильный бренд. Почти все его сервисы носят его название.
- У Mail все сервисы носят разные названия.
- У Сбера часть сервисов носят его названия, а чата нет. Например, Окко, Ситимобил, СберЗдоровье.
- Ситимобил и YouDrive - совместные компании Mail и Сбера, и маловероятно, что Mail согласится поменять названия этих компаний на СберТакси и СберДрайв.
Отношение к продуктам
- Сбер явно плохо относится к своим продуктам. Посмотрите на картинку ниже.
- Яндекс наиболее щепетилен относительно качества.
- Яндекс вкладывается в UX (user experience - основная цель которого, делать сервисы удобными для обычных пользователей) и новые функции, Сбер и Mail делают попытки.
Сервисы
- Яндекс.Диск, Облако mail.ru, СберДиск
С учетом того, что Сбер ассоциируется с государством, то СберДиск будет всегда иметь "плохую репутацию" большого брата, который смотрит за тобой.
- Delivery, Яндекс.Еда
Очень положительно отношусь к Delivery, так как это первопроходец среди сервисов по доставке еды из ресторанов.
- Ситимобил, Яндекс.Такси
Ситимобилу далеко до Яндекс.Такси по охвату, удобству приложения, качеству сервиса и комфортности.
- Окко, Кинопоиск (один из немногих сервисов без приставки Яндекс)
На рынке первое место явно принадлежит другому сервису - ivi. Окко и Кинопоиск пытаются его догнать.
- YouDrive, Яндекс.Драйв
Явный лидер на рынке это Яндекс.Драйв. Самый удобный из сервисов.
YouDrive в самом хвосте каршерингов, если не на последнем месте.
- Яндекс.Музыка, СберЗвук, BOOM
Вольт Вольфрамович пользуется только Яндекс.Музыкой (а так же Радио) и Apple Музыка. По его мнению на первом месте - Яндекс.Радио, так как этот сервис использует AI и ищет песни под вкус пользователя (недавно добавили этот функционал и в Яндекс.Музыку).
Ассоциации
- Сбер похож на компанию, которая пытается разом проглотить большой кусок.
- Сбер - это бояре, которых Петр переодел и заставил побриться. Только Сбер еще не дошел до этого.
- Яндекс похож на динамично развивающуюся компанию.
- Экосистеме Mail больше соответствует название холдинг.
- Сбер - неотесанный, Яндекс - утонченный, Mail - что-то посередине.
В заключение хочется сказать, что если Сбербанк не поменяет подход, то ему никогда не удастся догнать Яндекс, как минимум по качеству.
Лично Вольт Вольфрамович предпочитает пользоваться продуктами Яндекса.
Вопрос читателям: