Найти тему
ПРО АВТО

Превышение на 20 км/ч: отменять или нет. Что думают эксперты

Оглавление

Кажется, российские водители — единственные в мире, которые могут ездить на 20 км/ч быстрее разрешённого скоро­стного лимита и не получать за это штрафы. Однако всё чаще звучат пред­ложения об отмене настолько лояльного нештрафу­емого порога. Мы поговорили с экспертами и узнали, что на этот счёт думают они.

Что такое нештрафуемый порог и когда он появился

Безнаказанно превышать скорость на 20 кило­метров в час водителям разрешили в 2013 году. До этого штраф в 100 рублей выписывали за превышение на 10 км/ч.В больших городах и на федеральных трассах инспекторов, ловивших лихачей вручную, становились всё меньше: их заменяли автомати­ческими комплексами фиксации нарушений. Но первые приборы не отличались точностью измерений, и водители стали получать ошибочные постанов­ления за несуществующие превышения. Плюс ко всему, случались и манипуляции с настройками приборов, которые приводили к ещё большему количеству ошибочных штрафов.

Внимание на эту проблему обратил депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. Именно он добился, чтобы из КоАП пропала норма о наказании за превышение на 10 км/ч, а минимальным штрафуемым проступком стало несоблюдение лимита на 20–40 км/ч.

Это исключило погрешности, которые допускали камеры. В итоге штрафов за минимальные превышения стало меньше. Но есть и обратная сторона: водители начали ездить на скорости 80 км/ч в городах вместо положенных 60 км/ч, а на трассах законная максимальная скорость пере­движения выросла до 150 км/ч, хотя быстрее знака «130» в ПДД пока не существует. Поэтому, чтобы хоть как-то урезонить лихачей, максимально допустимую скорость в городах начали снижать до 20–40 км/ч.

Наконец, точность измерения скорости дорожными камерами за последние семь лет значительно выросла и встал вопрос о возврате прежней нормы. Однако автомо­билисты настолько привыкли к поблажке, что любые разговоры об отмене встречают критику, а главный аргумент противников возврата — «желание залезть водителям в карман».

В результате в проекте нового КоАП штрафа за превышение на 10 км/ч нет. Тем не менее, эксперты в области дорожного движения регулярно требуют вернуть непопулярную норму.

Кто и почему выступает за ужесточение скоростных лимитов

Читать дорожные знаки нужно буквально, а следовать их указаниям — безукориз­ненно, считает координатор проекта «Карта убитых дорог», депутат Александр Васильев. Он уверен: если водитель превышает скорость хотя бы на 1 км/ч, его можно считать нарушителем.

«Если действует ограничение 60 км/ч и мы едем 79 км/ч — это нарушение, — считает Васильев. — Водители привыкли не обращать внимание на правила, эту возмож­ность нам всем гарантирует КоАП. Ситуация аховая: какой знак ни повесишь, его будут игнорировать. А если автомо­билист едет по знакам, его начинают притеснять, крутить у виска, в итоге ему всё равно приходится следовать за потоком.

Из-за этого порога в городах начали ставить ограничения в 20 км/ч — там, где на самом деле нужно снизить скорость до 40 кило­метров в час. Это совер­шенно неоправданный подход. Но никто из ведомств не хочет брать на себя ответ­ственность за отмену льготы, вводить штрафные санкции они боятся. Поэтому на этот шаг должны пойти в правительстве».

В ассоциации производителей и операторов систем распозна­вания и фото­видео­фиксации «Око» также выступают за отмену ненаказу­емого лимита превышения, но с некоторыми оговорками. Там объяснили, что современные дорожные камеры способны измерять скорость с точностью до 1 км. При этом допустимая ГОСТами погреш­ность для таких устройств составляет 2–3 км. Получается, что снижение нештрафу­емого порога скорости сразу до 1 км/ч будет противо­речить существующим нормам. А вот 3–5 км/ч — вполне. Чтобы водители успели пере­строиться, в ассоциации предлагают временно сдвинуть планку на 10 километров в час допустимого превышения.

«Нештрафуемый порог в 20 км/ч беспре­цедентен в мировой практике, его нужно снижать, — считают в "Око". — В России разрешённая скорость в пределах населённого пункта в сумме с нештрафу­емым порогом составляет 80 км/ч. Это в два раза больше, чем скоростной режим во многих европейских городах.

Норма противоречит общемировой тенденции по снижению разрешённых скоростей в городах до 30 км/ч. Именно скорость — главный фактор травматизма и смертности на дорогах. По количе­ству смертей в результате дорожных аварий наша страна в 3–5 раз опережает другие развитые государ­ства. Высокие скорости одинаково опасны как для пешеходов, так и для водителей.

По данным Американской ассоциации городских транспортных властей (NACTO), при столкно­вении на скорости 37 км/ч погибают 10 процентов пострадавших, на скорости 51 км/ч — 25 процентов, на скорости 80 км/ч — 75 процентов! В 2020 году власти Нидер­ландов и Испании объявили о снижении разрешённой скорости пере­движения по населённым пунктам до 30 км/ч, а мэр Парижа обозначил, что ограни­чение в 30 км/ч будет действовать на всей территории города с 2021 года».

Руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский поддер­живает идею лишь частично. Он считает оптимальным начать с порога 10 км/ч в крупных городах и пока не распро­странять норму на загородные трассы.

«Вне городской черты риск серьёзных ДТП по причине высокой скорости значительно ниже, чем в городе, — рассказал Шумский. — В 2013 году у нас появился нештрафуемый порог скорости 20 км/ч, но одно­временно начала резко падать аварийность на дорогах.

Это означает, что водители получили возмож­ность ездить чуть быстрее, но ДТП при этом стало меньше, льгота не принесла никакого негативного эффекта. И если сейчас её отменить, вовсе не значит, что аварий­ность у нас резко упадёт. Поэтому отказы­ваться от +20 км/ч на трассе я смысла не вижу, а вот в крупных городах вообще достаточно скорости в 50 км/ч».

Кто и почему выступает за сохранение нештрафуемого порога

Депутат Вячеслав Лысаков ожидаемо выступает категорически против отмены поправки собствен­ного авторства. Он считает бесполезным обсуждать саму идею до тех пор, пока на федераль­ных трассах не поднимут скоростной режим там, где сейчас разрешённая скорость необоснованно низкая.

«Сначала нужно убрать ловушки-кормушки с федеральных трасс, потому что сейчас они работают в первую очередь для сбора штрафов, а не обеспечения безопас­ности, поднять скорость на трассах в соответ­ствии с их категорий­ностью, а только потом можно начать обсуждать возможное снижение порога штрафа до 10 км/ч. Эту позицию полностью поддер­живает партия Единая Россия», — сказал Лысаков.

Президент Национального автомо­бильного союза Антон Шапарин уверен: «нештрафу­емые» +20 км/ч компенсирует заниженный скоростной лимит как на трассах, так и в городе.

«Условия дорожного движения в городе отличаются от обстановки на скоростных трассах. На загородных маги­стралях превышение скорости примерно на 20 км/ч не приводит к ДТП, — говорит Шапарин. — Если у водителей есть возмож­ность ехать постоянно в одном комфортном скоростном режиме, без ускорений и отторма­живаний, такая трасса автоматически становится более безопасной. Например, если на трассе действует ограни­чение 130 км/ч,весь поток спокойно едет 150 км/ч — водителей всё устраивает. А если ехать быстрее, придётся сжечь больше бензина.

В городе дела с превышением скорости становятся более критичными и для водителей, и для пешеходов. Но и в мегаполисах существуют дороги, где скоростной режим необосно­ванно занижен. Дорожники устанав­ливают знаки 60 км/ч даже на закрытых отрезках без пере­сечений с пешеходными пере­ходами и другими дорогами, потому что в России действуют ГОСТы, разра­ботанные во времена автомо­билей без ABS. Выходит, что "нештрафу­емые" +20 км/ч позволяют хоть как-то повысить пропуска­емость таких дорог. Часто знаки 40 км/ч ставят в аварийных местах. Стоит проверять, точно ли из-за превышения скорости там происходят ДТП или же дело, например, в неграмотной дорожной разметке.

Если отказываться от ненаказуемого лимита превышения скорости, нужно для начала пере­сматривать ГОСТы, потом избавиться от заниженного скоростного режима на трассах и только после этого убирать действующую сейчас норму. При этом допустимая погреш­ность всё равно должна быть не ниже +10 км/ч. Ведь в России средний возраст автомобиля — 13,6 года. Это старые отече­ственные модели, на которых спидометр может работать с высоким уровнем погреш­ности, что чревато штрафами».

Директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Татарстана и экс-глава ГИБДД региона Рифкат Минниханов уверен: инициативу о нештрафуемых +20 км/чприняли в первую очередь под давлением автомо­билистов, которые хотели получить максимум от современных дорог и автомобилей.

«Это нелогичная норма с точки зрения общемировых тенденций — ограни­чения разрешённой скорости до 40–50 км/ч и повышения штрафов. Она опасна с точки зрения пешеходов, водителей и пассажиров, привыкших двигаться спокойно и уверенно по пешеходным переходам, по своей половине дороги и по своей полосе, соблюдая требования светофоров, дорожной разметки и знаков. Кроме того, она абсолютно нелогична: идет массовая автомо­билизация городского и сельского населения, но при этом пока не везде есть дорожные ограждения, каче­ственное внешнее освещение, безопасная придорожная инфраструктура», — считает Минниханов.

Что думают на высшем уровне

Споры о судьбе ненаказуемого лимита идут и в высших эшелонах власти. В Госавто­инспекции давно говорят о том, что ездить по дорогам, безнаказанно превышая скорость на 20 км/ч,недопустимо. Поначалу в ведомстве высказы­вались осторожно: что сначала нужно провести ревизию дорог в каждом регионе, оптими­зировать расстановку знаков и скоростные лимиты и уже потом говорить об отмене льготы. Но, подводя итоги социальной кампании «Однозначно», в 2019 году глава ГИБДД Михаил Черников заявил, что оставлять действующий порог — недопустимо.

«Такого не должно быть на дорогах в нашей стране. Дорожные знаки должны пониматься однозначно», — сказал Черников.

В Москве чиновники также регулярно напоминают, что нештрафуемый порог превышения скорости нужно снизить вдвое. И глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов не раз подчёркивал: погреш­ность измерений у дорожной камеры не более 3 км/ч. Таким образом, реальные взгляды на ситуацию у Дептранса и Центра организации дорожного движения (ЦОДД) столицы ещё жёстче.

«В Москве основным нарушением ПДД считается превышение скоростного режима. За 10 месяцев 2020 года 58 процентов постанов­лений за нарушение ПДД в Москве вынесли за превышение скоростного режима, — объяснили в ЦОДД. — Высокая скорость повышает риск аварии и тяжесть травм.

Снижение ненаказуемого скоростного порога позволит усилить контроль за соблюдением правил дорожного движения, а также повысить дисциплину водителей и сконцен­трировать их внимание на условиях дорожного движения.

По статистике Всемирной организации здраво­охранения (ВОЗ), при движении авто­мобиля на скорости 50 км/чвероятность летального исхода для взрослого человека составляет 20 процентов. А при фактически допустимых сейчас в России 80 км/ч (с учётом нештрафу­емого порога) эта вероятность увеличи­вается сразу на 60 процентов.

Если же взять улицы, где разрешено ехать 80 км/ч, а с нештрафу­емым порогом — все 100, у пешехода вообще нет шансов выжить. Эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) пришли к выводу: если уменьшить ненаказуемый порог превышения скорости с нынешних 20 до 10 км/ч, смертность в ДТП снизится на 10 процентов, если до 5 км/ч — на 15 процентов».

Но сколько бы ни спорили эксперты, чиновники и даже пред­ставители ГИБДД, судьба вопроса в первую очередь зависит от МВД России. Совсем недавно там оконча­тельно определи­лись с решением и от манипуляций с нештрафуемым порогом отказались.

«Основа обеспечения безопасности дорожного движения — это обустройство магистралей. Если на дороге есть раздели­тельные барьеры, дорога освещена и покрытие ровное, это в гораздо большей степени сказы­вается на безопас­ности, чем манипули­рование темой 10 км/ч», — сказал глава ведомства Владимир Колокольцев.

В Министерстве юстиции позицию МВД уже учли: в проекте нового КоАП никаких новых ограни­чений скорости не прописано, а штраф за превышение 20–40 остаётся прежним — 500 рублей.