Кажется, российские водители — единственные в мире, которые могут ездить на 20 км/ч быстрее разрешённого скоростного лимита и не получать за это штрафы. Однако всё чаще звучат предложения об отмене настолько лояльного нештрафуемого порога. Мы поговорили с экспертами и узнали, что на этот счёт думают они.
Что такое нештрафуемый порог и когда он появился
Безнаказанно превышать скорость на 20 километров в час водителям разрешили в 2013 году. До этого штраф в 100 рублей выписывали за превышение на 10 км/ч.В больших городах и на федеральных трассах инспекторов, ловивших лихачей вручную, становились всё меньше: их заменяли автоматическими комплексами фиксации нарушений. Но первые приборы не отличались точностью измерений, и водители стали получать ошибочные постановления за несуществующие превышения. Плюс ко всему, случались и манипуляции с настройками приборов, которые приводили к ещё большему количеству ошибочных штрафов.
Внимание на эту проблему обратил депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. Именно он добился, чтобы из КоАП пропала норма о наказании за превышение на 10 км/ч, а минимальным штрафуемым проступком стало несоблюдение лимита на 20–40 км/ч.
Это исключило погрешности, которые допускали камеры. В итоге штрафов за минимальные превышения стало меньше. Но есть и обратная сторона: водители начали ездить на скорости 80 км/ч в городах вместо положенных 60 км/ч, а на трассах законная максимальная скорость передвижения выросла до 150 км/ч, хотя быстрее знака «130» в ПДД пока не существует. Поэтому, чтобы хоть как-то урезонить лихачей, максимально допустимую скорость в городах начали снижать до 20–40 км/ч.
Наконец, точность измерения скорости дорожными камерами за последние семь лет значительно выросла и встал вопрос о возврате прежней нормы. Однако автомобилисты настолько привыкли к поблажке, что любые разговоры об отмене встречают критику, а главный аргумент противников возврата — «желание залезть водителям в карман».
В результате в проекте нового КоАП штрафа за превышение на 10 км/ч нет. Тем не менее, эксперты в области дорожного движения регулярно требуют вернуть непопулярную норму.
Кто и почему выступает за ужесточение скоростных лимитов
Читать дорожные знаки нужно буквально, а следовать их указаниям — безукоризненно, считает координатор проекта «Карта убитых дорог», депутат Александр Васильев. Он уверен: если водитель превышает скорость хотя бы на 1 км/ч, его можно считать нарушителем.
«Если действует ограничение 60 км/ч и мы едем 79 км/ч — это нарушение, — считает Васильев. — Водители привыкли не обращать внимание на правила, эту возможность нам всем гарантирует КоАП. Ситуация аховая: какой знак ни повесишь, его будут игнорировать. А если автомобилист едет по знакам, его начинают притеснять, крутить у виска, в итоге ему всё равно приходится следовать за потоком.
Из-за этого порога в городах начали ставить ограничения в 20 км/ч — там, где на самом деле нужно снизить скорость до 40 километров в час. Это совершенно неоправданный подход. Но никто из ведомств не хочет брать на себя ответственность за отмену льготы, вводить штрафные санкции они боятся. Поэтому на этот шаг должны пойти в правительстве».
В ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «Око» также выступают за отмену ненаказуемого лимита превышения, но с некоторыми оговорками. Там объяснили, что современные дорожные камеры способны измерять скорость с точностью до 1 км. При этом допустимая ГОСТами погрешность для таких устройств составляет 2–3 км. Получается, что снижение нештрафуемого порога скорости сразу до 1 км/ч будет противоречить существующим нормам. А вот 3–5 км/ч — вполне. Чтобы водители успели перестроиться, в ассоциации предлагают временно сдвинуть планку на 10 километров в час допустимого превышения.
«Нештрафуемый порог в 20 км/ч беспрецедентен в мировой практике, его нужно снижать, — считают в "Око". — В России разрешённая скорость в пределах населённого пункта в сумме с нештрафуемым порогом составляет 80 км/ч. Это в два раза больше, чем скоростной режим во многих европейских городах.
Норма противоречит общемировой тенденции по снижению разрешённых скоростей в городах до 30 км/ч. Именно скорость — главный фактор травматизма и смертности на дорогах. По количеству смертей в результате дорожных аварий наша страна в 3–5 раз опережает другие развитые государства. Высокие скорости одинаково опасны как для пешеходов, так и для водителей.
По данным Американской ассоциации городских транспортных властей (NACTO), при столкновении на скорости 37 км/ч погибают 10 процентов пострадавших, на скорости 51 км/ч — 25 процентов, на скорости 80 км/ч — 75 процентов! В 2020 году власти Нидерландов и Испании объявили о снижении разрешённой скорости передвижения по населённым пунктам до 30 км/ч, а мэр Парижа обозначил, что ограничение в 30 км/ч будет действовать на всей территории города с 2021 года».
Руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский поддерживает идею лишь частично. Он считает оптимальным начать с порога 10 км/ч в крупных городах и пока не распространять норму на загородные трассы.
«Вне городской черты риск серьёзных ДТП по причине высокой скорости значительно ниже, чем в городе, — рассказал Шумский. — В 2013 году у нас появился нештрафуемый порог скорости 20 км/ч, но одновременно начала резко падать аварийность на дорогах.
Это означает, что водители получили возможность ездить чуть быстрее, но ДТП при этом стало меньше, льгота не принесла никакого негативного эффекта. И если сейчас её отменить, вовсе не значит, что аварийность у нас резко упадёт. Поэтому отказываться от +20 км/ч на трассе я смысла не вижу, а вот в крупных городах вообще достаточно скорости в 50 км/ч».
Кто и почему выступает за сохранение нештрафуемого порога
Депутат Вячеслав Лысаков ожидаемо выступает категорически против отмены поправки собственного авторства. Он считает бесполезным обсуждать саму идею до тех пор, пока на федеральных трассах не поднимут скоростной режим там, где сейчас разрешённая скорость необоснованно низкая.
«Сначала нужно убрать ловушки-кормушки с федеральных трасс, потому что сейчас они работают в первую очередь для сбора штрафов, а не обеспечения безопасности, поднять скорость на трассах в соответствии с их категорийностью, а только потом можно начать обсуждать возможное снижение порога штрафа до 10 км/ч. Эту позицию полностью поддерживает партия Единая Россия», — сказал Лысаков.
Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин уверен: «нештрафуемые» +20 км/ч компенсирует заниженный скоростной лимит как на трассах, так и в городе.
«Условия дорожного движения в городе отличаются от обстановки на скоростных трассах. На загородных магистралях превышение скорости примерно на 20 км/ч не приводит к ДТП, — говорит Шапарин. — Если у водителей есть возможность ехать постоянно в одном комфортном скоростном режиме, без ускорений и оттормаживаний, такая трасса автоматически становится более безопасной. Например, если на трассе действует ограничение 130 км/ч,весь поток спокойно едет 150 км/ч — водителей всё устраивает. А если ехать быстрее, придётся сжечь больше бензина.
В городе дела с превышением скорости становятся более критичными и для водителей, и для пешеходов. Но и в мегаполисах существуют дороги, где скоростной режим необоснованно занижен. Дорожники устанавливают знаки 60 км/ч даже на закрытых отрезках без пересечений с пешеходными переходами и другими дорогами, потому что в России действуют ГОСТы, разработанные во времена автомобилей без ABS. Выходит, что "нештрафуемые" +20 км/ч позволяют хоть как-то повысить пропускаемость таких дорог. Часто знаки 40 км/ч ставят в аварийных местах. Стоит проверять, точно ли из-за превышения скорости там происходят ДТП или же дело, например, в неграмотной дорожной разметке.
Если отказываться от ненаказуемого лимита превышения скорости, нужно для начала пересматривать ГОСТы, потом избавиться от заниженного скоростного режима на трассах и только после этого убирать действующую сейчас норму. При этом допустимая погрешность всё равно должна быть не ниже +10 км/ч. Ведь в России средний возраст автомобиля — 13,6 года. Это старые отечественные модели, на которых спидометр может работать с высоким уровнем погрешности, что чревато штрафами».
Директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Татарстана и экс-глава ГИБДД региона Рифкат Минниханов уверен: инициативу о нештрафуемых +20 км/чприняли в первую очередь под давлением автомобилистов, которые хотели получить максимум от современных дорог и автомобилей.
«Это нелогичная норма с точки зрения общемировых тенденций — ограничения разрешённой скорости до 40–50 км/ч и повышения штрафов. Она опасна с точки зрения пешеходов, водителей и пассажиров, привыкших двигаться спокойно и уверенно по пешеходным переходам, по своей половине дороги и по своей полосе, соблюдая требования светофоров, дорожной разметки и знаков. Кроме того, она абсолютно нелогична: идет массовая автомобилизация городского и сельского населения, но при этом пока не везде есть дорожные ограждения, качественное внешнее освещение, безопасная придорожная инфраструктура», — считает Минниханов.
Что думают на высшем уровне
Споры о судьбе ненаказуемого лимита идут и в высших эшелонах власти. В Госавтоинспекции давно говорят о том, что ездить по дорогам, безнаказанно превышая скорость на 20 км/ч,недопустимо. Поначалу в ведомстве высказывались осторожно: что сначала нужно провести ревизию дорог в каждом регионе, оптимизировать расстановку знаков и скоростные лимиты и уже потом говорить об отмене льготы. Но, подводя итоги социальной кампании «Однозначно», в 2019 году глава ГИБДД Михаил Черников заявил, что оставлять действующий порог — недопустимо.
«Такого не должно быть на дорогах в нашей стране. Дорожные знаки должны пониматься однозначно», — сказал Черников.
В Москве чиновники также регулярно напоминают, что нештрафуемый порог превышения скорости нужно снизить вдвое. И глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов не раз подчёркивал: погрешность измерений у дорожной камеры не более 3 км/ч. Таким образом, реальные взгляды на ситуацию у Дептранса и Центра организации дорожного движения (ЦОДД) столицы ещё жёстче.
«В Москве основным нарушением ПДД считается превышение скоростного режима. За 10 месяцев 2020 года 58 процентов постановлений за нарушение ПДД в Москве вынесли за превышение скоростного режима, — объяснили в ЦОДД. — Высокая скорость повышает риск аварии и тяжесть травм.
Снижение ненаказуемого скоростного порога позволит усилить контроль за соблюдением правил дорожного движения, а также повысить дисциплину водителей и сконцентрировать их внимание на условиях дорожного движения.
По статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), при движении автомобиля на скорости 50 км/чвероятность летального исхода для взрослого человека составляет 20 процентов. А при фактически допустимых сейчас в России 80 км/ч (с учётом нештрафуемого порога) эта вероятность увеличивается сразу на 60 процентов.
Если же взять улицы, где разрешено ехать 80 км/ч, а с нештрафуемым порогом — все 100, у пешехода вообще нет шансов выжить. Эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) пришли к выводу: если уменьшить ненаказуемый порог превышения скорости с нынешних 20 до 10 км/ч, смертность в ДТП снизится на 10 процентов, если до 5 км/ч — на 15 процентов».
Но сколько бы ни спорили эксперты, чиновники и даже представители ГИБДД, судьба вопроса в первую очередь зависит от МВД России. Совсем недавно там окончательно определились с решением и от манипуляций с нештрафуемым порогом отказались.
«Основа обеспечения безопасности дорожного движения — это обустройство магистралей. Если на дороге есть разделительные барьеры, дорога освещена и покрытие ровное, это в гораздо большей степени сказывается на безопасности, чем манипулирование темой 10 км/ч», — сказал глава ведомства Владимир Колокольцев.
В Министерстве юстиции позицию МВД уже учли: в проекте нового КоАП никаких новых ограничений скорости не прописано, а штраф за превышение 20–40 остаётся прежним — 500 рублей.