Начну с того, что не планировал написание этой заметки, как, в общем, и просмотра фильма, но, посмотрев на Авроре диалог историка Спицина и режиссера Кончаловского решился и не пожалел.
Фильм «Дорогие товарищи» рассказывает историю простой (ну ладно, не совсем простой) советской женщины, относящейся к тогдашней государственной партийной элите, управлявшей страной, ее семьи, ее окружения.
Поскольку Андрей Кончаловский – мэтр (и это без иронии), то фильм «Дорогие товарищи» гораздо глубже, нежели основная масса современного российского кино. Фильм про людей, про жизнь, про веру в справедливость государства, про веру в Бога.
Как сказал в своем диалоге со Спициным, его целью было всколыхнуть и тех, кто, как сейчас выражаются «топит за Сталина», и тех, кого называют «либера…амии». И мне кажется, что у него это получилось.
Я не вижу смысла пересказывать сюжет фильма, желающие могут прочесть его на Вики, а еще лучше, если самостоятельно посмотрят фильм, но поверьте, он не банален. Как сказал все тот же Кончаловский, пересказывая чьи-то слова, талант от гения отличается тем, что талант попадает точно в самую трудно различимую цель, а гений в цель, которую никто не видит.
Возможно, что я излишне строг, но, не смотря на всю добротность «Дорогих товарищей» назвать его гениальным я не могу, хотя снят он, безусловно, очень талантливо. Более того, того самого «фармацевтического» (в смысле строгой дозировки элементов, гарантирующих успех кино или по Пушкину «он алгеброй гармонию проверил») я не увидел. Для непосвященного зрителя, на мой взгляд, фильм местами может показаться несколько скучноватым. Причина этому, как ни странно – использование стенограмм заседаний партийных органов в процессе событий в городе Новочеркасске в 1962 году.
Главная героиня – типичная советская женщина, в юном возрасте пережившая ужас Великой Отечественной войны, убежденная коммунистка, одинокая, имеющая совершеннолетнюю, но наивную дочь, живущая с отцом, который так и не принял советскую власть.
После войны в стране мужчины были если и не на вес золота, то их нехватка заметно ощущалась, поэтому создать полную семью у главной героини не получилось, но будучи привлекательной женщиной, да еще и при власти, без мужского тепла она не осталась. Природа берет свое. При этом она – мать и дочь знает о ее «ночевках» и осуждает ее за это, но будучи представительницей молодого поколения, не понимает и не принимает ее жизненный опыт.
Иными словами, в фильме мы видим классическую ситуацию, когда главный герой, с одной стороны положителен, с другой – человек со всеми его слабостями и недостатками. Ее окружение – тоже обычные люди, кто-то умен и изощрен в аппаратных интригах, кто-то прост и открыто пользуется служебным положением, а кто-то явно находится не на своем месте.
Поскольку события происходят во времена Хрущева, когда КГБ было если не всесильным, то крайне могущественным, то в фильме показано (где-то прямо, где-то косвенно), что даже среди высшего партийного руководства СССР нет единства, а КГБ и Армия едва ли не в открытую противостоят друг другу.
Тем не менее, сотрудник КГБ с настоящим «советским» лицом показан честным и порядочным человеком, как, впрочем» и генерал КГБ, который просто выполнял свою работу.
Вообще – игра актеров в фильме, а со слов Кончаловского многие из них не профессиональные актеры, а простые люди, очень хороша. Такое сегодня редко увидишь.
Фильм «Дорогие товарищи» - это некий срез той эпохи, показывающий жизнь такой, какой она в то время была. В фильме нет ни открытой пропаганды того, что СССР был идеальным государством, ни напротив того, что в СССР правили балом людоеды-человеконенавистники. Это фильм о людях, попавших в нестандартную, неожиданную ситуацию, к которой привели ошибки Хрущева, дурость руководства на местах, череда случайных совпадений, вызвавших резонансность событий, вынужденных действовать решительно в условиях малодушия "начальства", быть крайне осторожными, чтобы не навредить себе и своим близким и при этом не теряющих человеческого достоинства. А самое главное, сохранивших веру в то, что, хотя с нами уже и нет Сталина, при котором возникшие события возникнуть не могли, а "социализм - это государственная тайна", МЫ СТАНЕМ ЛУЧШЕ!
Я уверен, что среди прочитавших эту статью людей найдется немало тех, кто в фильме увидит совершенно иное, нежели я, но так и должно быть, когда речь идет о хорошем кино…
Спасибо!