Найти в Дзене
Серебряный Месяц

Видимо, вору Кирпичу надо искать новое "место работы". (О том, что любимые москвичами трамваи будут навечно отправлены в депо)

Не устаю удивляться активности московских властей. Каждый день у них - новации, инновации и реновации. Особенно активничает заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. Вместе с шефом они уже всю столицу опутали сетью платных стоянок с жесточайшими штрафными санкциями.

Миллиарды рублей (порядка 5-6 миллиардов в год, по оценкам экспертов) приносят платные парковки. Плюс камеры. Плюс драконовские штрафы за выезд без разрешения чиновников (вспомним лето золотое). Одним словом, столичный Департамент транспорта живет - не тужит.

Но г-н Ликсутов не был бы самым богатым чиновником в московском правительстве, если бы остановился и успокоился в своих творческих мыслях по преобразованию транспортно-дорожной столичной сети.

-2

Посмотрел он на отчетные показатели московского метрополитена и решил, что надо такой положительный опыт распространять на другие виды транспорта. Вот, трамвай, например. Ну, очень он похож на вагончик метро, а приносит в городскую казну денег гораздо меньше. И это неправильно.

Поэтому передаем его в ведомство метрополитена, который теперь можно именовать метрополией. Красиво и звучно! А, главное, заложив контрольные цифры в плановые показатели вместе с трамвайными перевозками, можно будет отщипнуть в казну мегаполиса от прибыли метро и рубликов поболе.

Князь Юрий Долгорукий не позволит опустеть казне стольного града.
Князь Юрий Долгорукий не позволит опустеть казне стольного града.

Пока трамвайчики еще бегают по «дорогой и золотой» нашей столице, хочется вспомнить о них хорошее из литературы и кинематографа, пока они, как те же троллейбусы, не канули в Лету, поскольку за любыми реформами отработанного и устоявшегося стоят последствия непредсказуемые. Хотя, вполне возможно, эти последствия хорошо просчитаны руководителями Дептранса Москвы.

За 120 лет (с 1899 года!) трамваи очень полюбились москвичам и гостям столицы. С первых же дней выхода на линию, трамвай зарекомендовал себя как надежный и пунктуальный друг пассажиров. Интервал подачи не превышал 15 минут, а стоимость проезда была 5 копеек.

Трамвай 1900 года
Трамвай 1900 года

Много это или мало, сейчас судить трудно, но пятачок стоил набор из рюмки водки и соленого огурца в трактире «средней руки», а извозчики брали за адресную поездку от 20 до 30 копеек. Привокзальные же «водители кобыл», как и сейчас, ломили «два конца», то есть 50 копеек.

Пятачок-с, любезный, с вас!
Пятачок-с, любезный, с вас!

Да я лучше зайцем прокачусь, но рюмаху жахну!
Да я лучше зайцем прокачусь, но рюмаху жахну!

Так что, трамвай сразу завоевал большую популярность у москвичей, а тут еще литераторы постарались, подогрели интерес, активно включая его в свои произведения. Напомню, что начало 20 века совпало с расцветом Серебряного века русской культуры, так что читали русские люди много и с удовольствием.

«Заблудившийся трамвай» Николая Гумилева, сочиненный в конце 1919 года, пожалуй, один из наиболее известных и сильных текстов, где сквозь времена и страны мчит трамвай.

Шел я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы, —
Передо мною летел трамвай.
Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня.
Мчался он бурей темной, крылатой,
Он заблудился в бездне времен...
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон…

"Заблудившийся трамвай"
"Заблудившийся трамвай"

Катили трамваи в стихах и у  Осипа Мандельштама, у Юрия Визбора, у Булата Окуджавы.

В прозе  самый известный эпизод, конечно,  в булгаковском романе «Мастер и Маргарита», когда трамвай «А» (знаменитая «Аннушка») отрезает голову бедному Берлиозу, упавшему на рельсы.

"Аннушка" катит по маршруту. Пока...
"Аннушка" катит по маршруту. Пока...

О трамвае чудесно писал Паустовский, сам поработавший и вагоновожатым, и кондуктором. Со знанием дела об этом виде транспорта повествовали Замятин, Ильф и Петров, Пастернак.

Классическое детское Самуила Маршака «Нельзя ли у трамвала вокзай остановить?» тоже навсегда осталось в памяти, как и трамвайные эпизоды из шедеврального фильма «Место встречи…» с убийством оперативника Васи Векшина и поимкой вора Кирпича, роль которого столь блестяще была сыграна Стасом Садальским.

И как же я теперь без трамваев "на дело" выйду, начальник?
И как же я теперь без трамваев "на дело" выйду, начальник?

К чему все это я пишу? Просто, что-то подсказывает мне, что в погоне за прибылью и разгрузкой транспортной сети Москвы, власти могут отправить любимые трамвайчики «на вечный прикол» в депо, откуда они будут выходить только для съемок исторических фильмов или катание детей в специальных загородных парках. И присоединение трамвая к метрополитену – лишь первый шаг в схеме, придуманной в красивом доме №13 по Тверской улице.

Хотя, конечно, буду рад ошибиться в своих не самых радужных прогнозах.