Как ни прискорбно, но российская космонавтика похоже уже даже и не вторая в рейтинге предоставления космических услуг. Если в 2019 году у России было 22 успешных запуска (и второе место), то в 2020 всего 12 запусков (и третье место). Повторный запуск многоразового РН «Falcon-9» с многоразовым пилотируемым «Crew Dragon» (с 4 астронавтами на борту) и его стыковка с МКС доказала, что будущее космонавтики за многоразовыми РН и многоразовыми пилотируемыми кораблями. Применение многоразовых компонентов позволило И. Маску снизить цену за доставляемый на НОО груз до 2700 $ за килограмм (РН «Зенит» 3 500 – 4 000 $; РН «Союз-2» 3 500 – 10 000 $; РН «Протон» 2 700$), «обскакав» и Россию и ЕКА. И тут же глава «Роскосмоса» Д. Рогозин высказался о неудачах России в космической области: это И. Маск демпингует нас ценами, из — чего Россия теряет рынок космических услуг. На самом же деле, никто Россию не вытеснял — это рынок: как говорят — «кто успел, тот и съел»! Если посмотреть чуть — чуть в прошлое, то от первого пуска фалькона в 2006 году и до полета пилотируемого «Crew Dragon» прошло всего 14 лет. А что же произошло нового в российской космонавтике за эти же 14 лет? Собственно говоря — ничего! Все те же, устаревшие «Протоны», «Союзы» и лишь в перспективе «Ангара» и «Орел». Многоразовые, разгонный блок «Крыло-СВ» и пилотируемый «Арго», существуют пока только на уровне полномасштабных макетов. И уже в далекой — далекой перспективе — газовый РН «Амур». По мнению специалистов, у нас на реализацию отставания в космической отрасли всего порядка 5 — 10 лет (к сожалению и Китай, и ЕКА, и И. Маск не будут стоять на месте). Наверное теперь это понимает и президент России В. Путин. На совещании по развитию космической отрасли, пусть и очень завуалированно, но он отметил что нужно «с умом расставлять приоритеты» в развитии «собственной космической инфраструктуры». Многие понимают его слова следующим образом: необходимо у «руля» космической отрасли поставить людей технически грамотных в вопросах космической техники, а не журналистов и полу экономистов. И кстати, напоследок, по поводу многоразового РБ «Крыло-СВ» (программа утверждена весной 2019). Приглядитесь к нему внимательно: ба, да ведь это же крылатая ракета «Байкал», макет которого демонстрировался еще в 2001 году в Ле-Бурже (разработка была прекращена)! Хорошая была идея для того времени (тогда о возвращаемой 1 ступени И. Маска еще и не знали), Так же, многие помнят, что с 2000 годов разрабатывался и многоразовый пилотируемый "Клипер" (разработка была так же прекращена). И если бы не были прекращены разработки «Байкала» и "Клипера", то сегодня Российская космическая транспортная система была бы не хуже разработок И. Маска. Но зачем в те времена было напрягаться, если есть старый, надежный, «Союз».
Статья вас заинтересовала?
Нажмите палец вверх и подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе последних новостей авиации и космоса.