Найти тему
Topmyways

О погоде с экрана я рассказывал маме

В Гидрометцентре СССР. Фото Виктора Ахломова, Известия
В Гидрометцентре СССР. Фото Виктора Ахломова, Известия

- Если ты в своем комментарии цитируешь Евгения Онегина, - первое, что мне сказал мой телевизионный учитель Александр Галкин, - открой книгу и удостоверься, что этот роман написал Александр Сергеевич Пушкин.

Поначалу мне казалось, что это уж совсем лишняя перестраховка. Но в том, что это не так, однажды пришлось убедиться.

- Подскажите, пожалуйста, своей коллеге, чтобы она…

- …внимательно перечитала Тютчева, - закончил я, подхватив фразу главного редактора программы «Время» Григория Александровича Шевелева. Накануне я чуть не свалился с дивана, когда в вечернем эфире услышал в ее комментарии пассаж «И невольно вспоминаешь Пушкина - «Люблю грозу в начале мая»».

Тогда зимой 1982 года руководством программы «Время» была поставлена задача сделать современный комментарий синоптика, найти новые формы подачи прогноза погоды, чтобы это было интересно, не стандартно. Для этого ко мне и приставили Сашу и режиссера Сергея Морозова.

В начале 80-х о погоде рассказывал телевизионный диктор. И когда он сообщал о грядущих явлениях погоды и уточнял температуру воздуха на фоне фотографий городов, под красивую музыку, это было естественно. Но когда тот же диктор на огромную карту «лепил» магнитики с солнцем, тучками, дождиком и зонтиками (у меня, кстати, сохранился такой магнитик), изображая синоптика, это уже выглядело смешно. И в результате затея с картой и диктором просуществовала совсем недолго. Поначалу мы пытались реанимировать этот прием, но уже со специалистом в кадре.

- Да кто же придумал эту чертову карту! Ее же невозможно сдвинуть с места, - чертыхался Морозов, таская тяжеленную громилу по студии.

Но его мучения продолжались недолго. Мы быстро пришли к выводу, что этот вариант - полная фигня. Если в кадре появляется специалист, то он и должен вести себя соответствующим образом. И довольно быстро придумали новый формат, которым впоследствии пользовались и я, и мои коллеги, подключившиеся к этой работе позднее.

- Кому нужны твои циклоны, антициклоны и какие-то там атмосферные фронты, - распалялась Тала Чапичева - редактор выпуска, - есть куча народных примет, вот на них и строй комментарий.

- Таисия Аркадьевна, - сопротивлялся я, - а как это будет выглядеть после дикторской подводки «О погоде расскажет научный сотрудник Гидрометцентра…»?

Однажды я увидел, как это будет выглядеть, вернее, услышал. В те времена в 20.00 на радио «Маяк» было пятиминутное выступление синоптика с подробным прогнозом по всей стране. И вот после слов диктора «О погоде расскажет научный сотрудник Гидрометцентра СССР» я слышу: «Здравствуйте, товарищи. На дворе Покров. Говорят, что если на Покров будет снег, то …» Вот тебе и раз! Какое впечатление подобное начало производит на слушателя? Да эти научные сотрудники, оказывается, прогнозируют погоду по народным приметам! Зачем тогда вся эта дорогостоящая конструкция под названием «Гидрометслужба»?

Когда сейчас я смотрю на выступления своих «бывших коллег», то понимаю, почему их приглашают в эфир информационной программы лишь эпизодически. Потому что чисто по-журналистски это делается в лучшем случае «никак», в худшем - просто коряво. И это в первую очередь проблема телеканала. Это там, как мы в 1983 году, должны придумать сценарий, форму подачи, а не ограничиться искусственным и плохо сыгранным диалогом ведущего со специалистом на фоне телевизионно невыразительной карты, к которой, кстати, синоптик и не обращается. А тогда зачем она, спрашивается, эта карта? Дырку на обоях загораживает?

- Ты должен научиться делать все сам, - напутствовал меня Галкин, - никто за тебя ничего делать не будет. Александр Петрович провел несколько мастер-классов, рассказал, что и как, и отправил меня в свободное плавание. Ну как многих учат плавать. Вот я и выплывал.

Журналистские приемы и принципы построения комментария благодаря Галкину я освоил довольно быстро. Но это еще полдела. Нужно было записаться на камеру, да еще подложить «картинку». Право, не должна же две с половиной минуты в кадре маячить только говорящая голова.

Как правило, для записи мне назначали дежурную бригаду. А что такое дежурная бригада? Это те сотрудники, которые в этот день работают в режиме ожидания: если вдруг срочно понадобится сделать какой-нибудь незапланированный сюжет - это их работа. А если ничего нет, так и просидит эта бригада все рабочее время без дела. Ну и зачем им какой-то синоптик?

- Для чего тебе все это, тебе что, славы не хватает? – спрашивал меня известный комментатор Герман Седов.

- Нет, - отвечал я, - мне просто очень интересно это делать.

Все это, собственно, и подтолкнуло меня к тому, чтобы начать осваивать телевизионные профессии самостоятельно. Как правило, запись шла в 20-й студии. Я как-то сразу обратил внимание на то, как выставляется на ведущего свет. От этого во многом зависит, как он выглядит в кадре. Однажды, когда мне показалось, что свет идеален, я попросил осветителя записать мне все параметры. Каждый прибор по высоте и по накалу. И потом всякий раз, когда записывался в двадцатой студии, я давал осветителю эту запись, по которой и выставлялся на меня свет.

Точно так же я поступил и с гримом. Ведь с его помощью можно творить чудеса! Можно человека так загримировать, что он, абсолютно трезвый, будет выглядеть как после недельного запоя. И наоборот. Подсмотрев, как мне показалось, самый удачный вариант, я с тех пор ходил в дикторскую гримерку и гримировался сам. Освоил и режиссерский пульт, и аппаратуру, на которой потом монтировался сюжет.

- Кто со мной сегодня работает? - спрашивал я спустя пару лет на выпуске. И слышал в ответ: «Никто. Сам все умеешь делать. Иди и работай»!

Но текст, свет, грим, карты и фотографии - это все только подготовка. Самое главное - нужно было записаться самому, а для успешной записи - научиться держаться перед телевизионной камерой.

- Представь себе, что вечером, появляясь на экране, ты приходишь в гости к миллионам людей, - объяснял мне Галкин, - они пришли с работы уставшие, поужинали и настроились на позитив. И абсолютно никого не интересует, хорошее ли у тебя настроение, все ли у тебя в семье и на работе в порядке, как ты себя чувствуешь. Ты должен «нести» позитив! Настраивайся и неси!

Одну из самых главных фишек телевизионного ведущего подсказал мне легендарный диктор Игорь Леонидович Кириллов.

- Когда ты смотришь в объектив телекамеры, ты должен вместо стеклянной линзы представить наиболее приятного тебе человека, и рассказывать только ему одному.

- И что это дает?

- А дает это, пан Анатоль, то, что у каждого из миллионов людей, сидящих перед экранами своих телевизоров, будет складываться полное ощущение, что ты рассказываешь только ему одному.

С тех пор, глядя в объектив, я рассказывал о погоде своей маме.

Как я попал в программу "Время" - по ссылке: https://vk.cc/bjoi1b