Воспитывать детей по-библейски звучит как неплохая идея, пока вы не посмотрите на подробности библейской модели взаимодействия родителей и детей.
Давайте на эти подробности и посмотрим, а если после этого вы посчитаете, что это отличный подход и так и надо, то вам, возможно, стоит пересмотреть свои взгляды на человечность.
Хорошим началом будет старая добрая библейская история о Лоте, которого Библия называет праведником.
В его город пришли незнакомые Лоту гости-путники.
Это были ангелы под прикрытием, но Лот об этом ещё не знал.
Он пригласил их переночевать у него и угостил их ужином.
Жители того населённого пункта пришли к дому Лота с требованием вывести гостей за дверь, чтобы они могли их изнасиловать.
Что сделал праведный Лот? Он сказал, как написано: «вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.
» Выходит, что если к вашему дому пришла группа насильников, чтобы поживиться гостями, которых вы видите первый раз в жизни, то праведным библейским поступком будет предложить им своих дочерей.
Ведь не ударить в грязь лицом перед незнакомыми мужчинами гораздо важнее, чем психологическое и физическое здоровье своих детей.
Эта нить пренебрежения детской личностью проходит по всей Библии.
Библия указывает ряд проступков, за которые, по мнению бога, детей надо казнить.
В библейском мире детей полагается убивать за непокорство родителям.
Если ребёнок буйный и не слушается родителей даже после того, как он был наказан за непослушание, то господь заповедует привести его к старейшинам и всем посёлком побить камнями до смерти, чтобы остальные услышали и убоялись.
Бог так отстаёт в вопросах воспитания, что насилие и страх - единственный известный ему метод.
При уличении в сексуальных отношениях до брака дочерей полагалось казнить через побивание камнями у дверей дома отца.
А если дочь священника была уличена в блудодеянии, то её дОлжно сжечь за то, что бесчестит своего отца.
Бог поддерживает «убийства чести», которые выглядят благородно для тех, кто их совершает, но, на самом деле, являются никчёмным конформизмом в его худшей форме.
Человеку настолько сложно справиться с неодобрительным мнением других людей, что он готов убить своего ребёнка, чтобы этого избежать.
Опять приходит на ум праведный Лот.
Бог подчёркивает, что в случаях с дочерьми священников надо именно сжигать, а не побивать камнями.
Очень важно не перепутать метод казни ребёнка, а то господь разгневается, если ты сжёг, когда надо было камнями побить, или побил, когда надо было сжечь.
Смерти подлежат и злословящие отца и мать.
Понятное дело, что злословить родителей - дело неблагородное, но, во-первых, в самом ли деле убийство ребёнка за злословие отражает сбалансированное наказание относительно тяжести преступления? А во-вторых, обратите внимание как Библия не учитывает контекст, и как хорош бог в безусловном игнорировании чувств детей.
Некоторые родители, к сожалению, в самом деле заслуживают злословия, но бог не заморачивается на тему детской психологии, ему всё равно, как с ребёнком обращаются.
Будешь жаловаться - умрёшь.
Похоже, что писали эту книгу люди, необременённые эмпатией.
Рисуя картину библейской идиллии, бог говорит, что идолы будут удалены с земли его народа, а если кто-то удумает прорицать, то за это родители будут убивать своих прорицающих детей, и, по мнению библейского бога, это самый правильный уклад в его идеальном царстве.
Казнь детей руками родителей за несанкционированный разговор - это так по-библейски.
Продажа своих детей в рабство - это тоже по-библейски.
Бог это считает нормой.
Библия не говорит, что лучше не надо, а говорит, что, мол, когда будешь продавать дочь в рабство, то то-то и то-то.
При этом секс рабство Библией не осуждается, а называется нейтральным словом «наложница».
Бог также не имеет ничего против оплаты своими детьми за труд наёмных бойцов в святых войнах.
Библия рассказывает как по плану бога нужно было завоевать населённый пункт Давир, он же Кириаф-Сефер.
Сообразительный Халев решил оптимизировать процесс и сказал, что заплатит своей дочерью тому, кто для него успешно проведёт захватническую операцию.
Некий Гофониил посчитал это неплохим проектом и осуществил его, получив оплату дочерью Халева.
Бог был вообще не против этой транзакции.
В библейском мире у детей нет реального голоса в вопросе их женитьбы.
А знаменитый Авраам - пример верующих - даже не стал заморачиваться с самостоятельными поисками жены для сына, а послал слугу найти и привести кого-то, кто подойдёт по его мнению.
Теперь о физических наказаниях детей.
В сегодняшнем мире дискуссии на эту тему обычно происходят в рамках между «нельзя никогда» и «нужно иногда».
Библейское же видение этого вопроса - далеко за пределами этих рамок.
Битьё детей Библией не просто приветствуется, а, как сказано в одном из таких отрывков: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына», и добавлено, что во время процесса не надо смущаться криком ребёнка и надо продолжать.
Библия дополняет, что, цитата: «Раны от побоев — врачевство против зла».
Само собой, в воспитании должны быть методы воздействия, но есть и другие более конструктивные для личности методы, чем побои, оставляющие раны не только на теле.
Бог видит только то, что на поверхности: мгновенный результат достигнут, надрессированный ребёнок ходит по струнке.
Ничего большего бог людям предложить не может и не мотивирует их практиковать что-то более осмысленное.
Бессердечный бог учит людей быть бессердечными родителями.
Иегова пренебрегает не только детскими чувствами, но и родительскими, хоть и в меньшей мере.
В одной из поучительных библейских историй бог убил двух сыновей Аарона за то, что они для ритуала развели в кадильницах неправильный огонь.
Аарон по-отцовски огорчился, но бог сказал ему через Моисея, чтобы Аарон и его оставшиеся в живых сыновья не смели горевать и оплакивать умерших, ведь они умерли за совершение греха.
А если они не послушают и будут горевать о потерянных детях и братьях, то будут тоже убиты, и до кучи это наведёт гнев бога на весь народ, который тут вообще-то ни при чём.
Итак, библейская схема обращения с детьми не просто безнадёжно устарела, она пересеклась с уголовным кодексом и, к счастью, уже мало кем практикуется в её чистом виде.
Даже те, кто сегодня думают, что воспитывают детей по-библейски, обычно игнорируют многие моменты, которые мы обсудили.
Казалось бы, зачем говорить о том, что уже почти не практикуется? А затем, что эти постановления хоть и редко исполняются в полноте, они всё же навязывают верующим родителям мнение, что такое отношение к детям и такие методы воспитания - это якобы самый правильный подход.
Это может выражаться, в лучшем случае, в ненужном психологическом давлении на них вместо помощи, а в худшем может случиться что угодно.
Эти методы приносят больше вреда, чем пользы, как и сами библейские религии.