Найти в Дзене
Елена Лисенкова

Шестакова (Глинка) Л.И.–сестра М.И. Глинки, его друг и советник; активный пропагандист творчества и имени своего брата. (ИЖЗ)

Людмила Ивановна заменила своему брату М.И.Глинки мать, и сделала его счастье целью своей жизни. Перед его последним отъездом в Берлин, Людмила Ивановна заставляет Михаила Ивановича: написать «Записки» - биографию его жизни; привести в порядок, с трудом собранные ото всюду, его романсы; исправить полную оркестровую партитуру «Руслан и Людмилы». После смерти М.И.Глинки, она посвящает свою ж

Интересное из жизни знаменитостей (19-20 века)

Шестакова (Глинка) Людмила Ивановна – сестра М.И. Глинки, его друг и советник; активный пропагандист творчества и имени своего брата.

Шестакова Людмила Ивановна

1816-1906 (годы жизни)

Людмила Ивановна Шестакова. Фотография,  гравировал В.В.Матте
Людмила Ивановна Шестакова. Фотография, гравировал В.В.Матте
Автограф Л.И.Шестаковой
Автограф Л.И.Шестаковой

После смерти матери, Людмила Ивановна заменяет своему брату Михаилу Ивановичу мать, и делает его счастье целью своей жизни. Перед его последним отъездом в Берлин, Людмила Ивановна заставляет Михаила Ивановича: написать «Записки» - биографию его жизни; привести в порядок, с трудом собранные ото всюду, его романсы; исправить полную оркестровую партитуру «Руслан и Людмилы», с которой Людмила Ивановна делает две рукописные копии. Если бы не копии Людмилы Ивановны, весь музыкальный мир лишился бы полной оркестровой партитуры «Руслана и Людмилы». По инициативе Людмилы Ивановны тело М.И.Глинки перевозится из Берлина в Петербург для захоронения в Александро-Невской Лавре.

После смерти Михаила Ивановича, Людмила Ивановна посвящает свою жизнь и все свои силы служению имени своего брата. Она на свои средства издает его произведения, и рассылает множество экземпляров в подарок всем русским музыкальным обществам в разные города, в главные европейские публичные библиотеки и в управления многих европейских театров. По ее инициативе, в память о Михаиле Ивановиче : устанавливают памятник в Смоленске и мемориальную доску в Петербурге ; называют улицу его именем в Петербурге; открывают музей и т.д.

Родители Л.И.Шестаковой:

Семья отца - Ивана Николаевича Глинки (умер в 1834 году):

Дед, со стороны отца - Николай Алексеевич Глинка (умер в 1806 году) - человек тихий, добрый, очень богомольный. Проживал со своей женой, Феклой Александровной (умерла в 1810 году), в своем родовом имении в селе Новоспасском вблизи города Ельни, Смоленской губернии. Фекла Александровна по характеру была женщина энергичная, все бразды правления держала в своих руках. После смерти Николая Алексеевича, родовое имение Новоспасское, по его завещанию, поступило во владение к младшему сыну, отцу Людмилы Ивановны, Ивану Николаевичу Глинке, с условием, «чтобы Фекла Александровна проживала до конца ее жизни в имении и распоряжалась всем, как прежде, полновластно», что Иван Николаевич и исполнил. Все остальные его дети (восемь) имели достаточные средства и свои деревни, в которых занимались хозяйством.

Семья Евгении Андреевны Глинки, матери Людмилы Ивановны:

Евгения Андреевна (1788-1851 годы жизни), по рождению Глинка (но родства между ней и ее мужем не было), осталась очень рано сиротой, жила в семье своего старшего брата – Афанасия Андреевича Глинки и его жены Елизаветы Петровны, в имении в селе Шмаково, в семи верстах от Новоспасского. У нее было две сестры: старшая – Александра Андреевна (была замужем за помещиком А.И.Булгак) женщина умная и образованная, и вторая сестра – Марфа Андреевна Глинка, прожила до глубокой старости, но замужем не была. И три брата: Павел Андреевич Глинка - умер очень молодым, Иван Андреевич Глинка - любил музыку и часто в четыре руки играл с Михаилом Ивановичем; Афанасий Андреевич Глинка - ее опекун, человек образованный и светский, в своем имении содержал оркестр из крепостных.

Родители Людмилы Ивановны, поженились, когда ее матери было 14 лет, а отцу 18. Опекун матери не давал согласие на брак, поэтому Ивану Николаевичу пришлось выкрасть невесту и обвенчаться. Всю жизнь они уважали друг друга и были счастливы. В браке родились 13 детей ( из всех детей остались Наталья, Елизавета, Мария, Людмила, Ольга, Пелагея, Михаил, остальные умерли в детском возрасте). Михаил Иванович родился вторым ребенком (первый умер в младенчестве), и был старшим сыном в семье, а Людмила Ивановна была десятым ребенком в семье. Людмилой – ее назвал отец, говоря – «Пусть будет она людям мила!»

Евгения Андреевна Глинка, Михаил Иванович Глинка, Пелагея Ивановна Глинка.(мать, брат и сестра Л.И.Шестаковой) 1817 год.  Эмаль. Портрет сделан на табакерке Ивана Николаевича Глинки. Гравировал В.В.Маттэ.
Евгения Андреевна Глинка, Михаил Иванович Глинка, Пелагея Ивановна Глинка.(мать, брат и сестра Л.И.Шестаковой) 1817 год. Эмаль. Портрет сделан на табакерке Ивана Николаевича Глинки. Гравировал В.В.Маттэ.

Юность; замужество:

Людмила Ивановна получила домашнее образование, с ней занимались ее старшие сестры – Наталья и Елизавета Ивановны, и Михаил Иванович, который преподавал ей не только общие предметы, но и занимался ее музыкальным образованием, он часто играл с ней в четыре руки, знакомил с теорией музыки. Ученица искренно привязалась к своему наставнику, а с годами стала самым близким и преданным его другом.

Весной 1835 года Людмила Ивановна вышла замуж за соседа, отставного морского офицера Василия Илларионовича Шестакова. По словам ее матери - «жених был из хорошей семьи, добрый человек, не пил, в карты не играл, был хороший хозяин и владел незаложенным имением». По желанию матери, Людмила Ивановна согласилась на этот брак. Свадьба состоялась в Новоспасском (в этот же год Михаил Иванович Глинка женился в Петербурге на Марии Петровне Ивановой). В браке родились два сына, которые умерли в 1849 году, и дочь Ольга (1854-1863) . После смерти сыновей Людмила Ивановна переезжает к матери в Новосспаское, где она ухаживает за уже слепой матерью до ее кончины.

Дом в Новоспасском, в котором родились М.И.Глинка и его сестра Людмила Ивановна.
Дом в Новоспасском, в котором родились М.И.Глинка и его сестра Людмила Ивановна.

Имение Новоспасское, где родились и провели свое детство Михаил Иванович Глинка и его сестра Людмила Ивановна Шестакова:

Село Новоспасское находилось «в глуши, в 20 верстах от маленького городишка Ельни и в 100 верстах от губернского города – Смоленска». Иван Николаевич, вступив в наследство, построил роскошный дом из дуба и сосны. Во всех комнатах дома потолки расписали лучшие московские мастера, парадные комнаты обили бархатными обоями, мебель в каждую комнату сделали «разную из особого дерева». В дом были куплены два рояля и фортепиано. На рояле фирмы Тишнер ( на то время это была известная и знаменитая фирма), Михаил Иванович Глинка начинал писать свою оперу «Жизнь за царя», позднее, после смерти М.И.Глинки, Шестакова Л.И. подарила этот рояль Петербургской Консерватории. Иван Николаевич содержал свой духовой оркестр. По праздникам в его доме собирались до ста гостей и все оставались надолго.

Иван Николаевич с удовольствием занимался хозяйством: выстроил новые оранжереи, теплицы, разбил сад, заказывал в Петербурге и заграницей редкие цветы, растения, кусты, семена и луковицы. Цветы оставались его страстью до конца жизни, его сад и цветы приводили всех в восторг. Огромный сад Ивана Николаевича украшали цветы, фонтаны, каскады, островки с разными причудливыми мостиками, галереи и беседки с вьющимися растениями. В оранжереях выращивали персики и сливы всевозможных сортов. Обширное пространство в саду занимали теплицы, ананасницы, виноградники, парники. Иван Николаевич считался зажиточным помещиком, его семья жила в полном достатке, в имении было все свое: ткали ковры, плели кружева, делали разные вышивки, в поместье работали портные, башмачники, маляры, слесаря и прочие. Все работники проживали с семьями в отдельных флигелях – это был маленький городок.

После смерти Ивана Николаевича, а затем в 1851 году его жены, имение Новоспасское переходит по наследству Михаилу Ивановичу Глинки. Михаил Иванович передает заботы об имении Людмиле Ивановне, а после его смерти в 1857 году, она становится полной и единственной наследницей всего его состояния, включая и имение Новоспасское. Людмила Ивановна в том же году (1857) передает по купчей имение своей сестре Ольге Ивановне. В 1860 году сестра умирает от дифтерии, и имение переходит к ее мужу, который в 1875 году продает имение коломенскому купцу Федору Тимофеевичу Рыбакову, и он уже в 1879 году разбирает дом и перевозит его к себе в Коломну.

Зал в квартире М.И.Глинки, в доме на ул.Эртелев пер.д.7
Зал в квартире М.И.Глинки, в доме на ул.Эртелев пер.д.7

Людмила Ивановна - лучший и надежный друг, советник и помощник своего брата - Михаила Ивановича Глинки:

После смерти матери, Михаил Иванович нашел в своей сестре вторую мать: она устраивала все его материальные дела, и ей он доверил свою душу. Людмила Ивановна заменила Михаилу Ивановичу мать, и сделала его счастье целью своей жизни. Она становится ближайшим его другом, советником, помощницей во всем, и окружает его бесконечными заботами и попечением, в чем он всегда нуждался, чтобы он мог жить спокойной, привольной и обеспеченной во всех отношениях жизнью.

Смерть матери потрясла М.И.Глинку, в своих «Записках» он писал – « В июне 1851 года я получил известие о кончине моей матушки. Известие это поразило меня, но я не плакал… Я первое время писать сам не мог, - правой рукой я не мог почти владеть, и с величайшим затруднением подписывал свое имя. По моей просьбе, Дон Педро(так называл Глинка своего секретаря – испанца) уведомил сестру Людмилу о бедствии, меня постигшем. В июле сестра Людмила приехала ко мне в Варшаву; ее внимательная дружба несказанно утешила меня. Я несколько ожил духом». Людмиле Петровне удалось устроить все так, что гениальный брат забыл тревоги, неудачи и огорчения и снова «ожил», и снова стал способен творить. По настоянию Людмилы Ивановны М.И.Глинка приезжает в Петербург. В Петербурге Лидия Ивановна снимает для него хорошую квартиру в Эртелевом переулке (ул.Чехова сейчас) д.7 в доме Томиловой. Квартира занимала весь этаж, состояла из пяти комнат и большого зала. Здесь она жила с братом до его отъезда в Берлин (апрель 1856 года). Она вела его хозяйство, окружила его всевозможными заботами, а главное оберегала мнительного и «начавшего сильно стареть» композитора от внешних дрязг, сплетен и невзгод.

М.И.Глинка и его сестра Л.И.Шестакова
М.И.Глинка и его сестра Л.И.Шестакова

В эти года Людмиле Ивановне удалось уговорить Михаила Ивановича:

- во первых в 1854 году написать свои «Записки» - ценный исторический документ и незаменимый материал не только для жизнеописания композитора, но и для понимания его душевного состояния . После смерти М.Глинки, Людмила Ивановна дополнила «Записки» воспоминаниями о последних годах жизни композитора и его письмами, позднее «Записки» были опубликованы Людмилой Ивановной.

- во вторых в 1856 году сделать портрет, все прежние его портреты относились к 20-м, 30-м и 40-м годам;

- в третьих - исправить полное собрание его романсов, которые она с трудом собрала ото всюду; Людмилой Ивановной с большим трудом были собраны, разбросанные по разным рукам, рукописные романсы М.Глинки, позднее они были ей изданы.

- в четвертых исправить полную оркестровую партитуру «Руслана», а она переписала ее в двух экземплярах ( в те года партитуры были рукописные). Если бы не копии Людмилы Ивановны, весь музыкальный мир лишился бы полной оркестровой партитуры «Руслан и Людмилы» М.И.Глинки. Пример тому уже был: в 1853 году в Москве сгорел один экземпляр в пожаре Большого театра; другой сгорел в Петербурге в пожаре Мариинского театра в 1859 году.

Могила М.И.Глинки в Берлине. Фотография.
Могила М.И.Глинки в Берлине. Фотография.

Смерть М.И.Глинки:

В феврале 1857 года в Берлине умирает М.И.Глинка, но Людмиле Ивановне, сообщают только после его захоронения. Его похоронили на самом краю кладбища, где хоронили солдат. Людмила Ивановна писала: «Больно было видеть, в какой трущобе брат был погребен!». Людмила Ивановна подает прошение Императору, и по его разрешению тело М.И.Глинки было перевезено в Петербург и захоронено в Александро-Невской Лавре. Людмила Ивановна поставила на могиле брата памятник, выполненный академиком И.И.Горностаевым, с первой еще тогда в России строчкой нот – «Славься», высеченной на граните памятника. Позже, в 1887 году, по заказу Людмилы Ивановны, памятник был обнесен оригинальной решеткой, выполненной архитектором И.П.Ропетом. Главное место на решетке занимали две мраморные музыкальные скрижали: одна – «Жизнь за Царя», другая – «Руслан и Людмила», над ними сияние из золотых лучей, каждый луч – темы из главных произведений Глинки. Сама кованая решетка была составлена из названий главных произведений Глинки и русских национальных орнаментов.

Людмила Ивановна Шестакова. С фотографии А.В.Спиродовича гравировал В.В.Маттэ
Людмила Ивановна Шестакова. С фотографии А.В.Спиродовича гравировал В.В.Маттэ

Деяния Людмилы Ивановны в память М.И.Глинки:

«Цель моя, после смерти брата, - Людмила Ивановна писала в своих «Воспоминаниях» - состояла всегда в том, чтобы стараться распространить его музыку». Эту «цель» она стала постепенно выполнять и до конца ее дней, вся жизнь Людмилы Ивановны была посвящена этой «цели».

Прежде всего, спустя несколько месяцев после кончины Глинки, Людмила Ивановна напечатала, в полных партитурах четыре крупные оркестровые сочинения брата, увертюры: «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила», «Аррогонскую Хоту» и «Ночь в Мадриде». «Хота» была посвящена Ф.Листу, он писал Людмиле Ивановне в октябре 1857 года: «Я желал бы высказать вам, как меня тронуло ваше письмо! Благодарю вас за то, что вы вспомнили обо мне, как об одном из самых искренних и ревностных поклонников великолепного гения вашего брата, столь достойного высокой славы именно потому, что он стоял выше вульгарных успехов… Я принимаю с истинной благодарностью почетное ваше посвящение, и для меня это будет удовольствие и обязанность, как только возможно, содействовать распространению созданий Глинки, к которым я питал всегда самую искреннюю и восторженную симпатию». И действительно, спустя несколько недель, Лист, тогдашний капельмейстер Веймарского оркестра, в самый Новый год (1858 год) дал в придворном концерте «Хоту», под своим управлением.

Л.И.Шестакова
Л.И.Шестакова

В 1867 году при содействии Людмилы Ивановны в Праге была дана опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила» под управлением М.А.Балакирева.

В 1878 году благодаря Людмиле Ивановне наконец была издана партитура «Руслана» под редакцией М.А.Балакирева, А.К. Лядова и Н.А.Римского-Корсакова. Чтобы осуществить эту мечту брата, она продала свое последнее имение, и на эти деньги (4000 рублей) была издана партитура. Лидия Ивановна разослала множество экземпляров в подарок всем русским музыкальным обществам в разные города, в главные европейские публичные библиотеки и в управления многих европейских театров.

В 1879 году в день празднования 500-го представления «Жизнь за Царя» Людмиле Ивановне преподнесли от имени ее почитателей 2500 рублей, собранных по инициативе А.И.Громовой. Людмила Ивановна эту сумму распределила на две стипендии: одну – 1500 рублей, названную «Ольгина стипендия»(в память о ее дочери), на содержание в Литейной гимназии девочки, по ее выбору; другую – в 1000 рублей передала Бесплатной Музыкальной Школе (Людмила Ивановна с самого основания школы всегда помогала ей).

В 1885 году, в день рождения Глинки, был открыт ему памятник в Смоленске, на средства собранные по всей России. Все дела по возведению памятника взяла на себя Л.И.Шестакова. На ее же средства была сделана вокруг памятника оригинальная решетка по рисунку архитектора И.С.Богомолова.

Памятник М.И.Глинки в Смоленске.
Памятник М.И.Глинки в Смоленске.

В 1893 году, в день 50-ти летия создания оперы «Руслан и Людмила», благодаря стараниям Людмилы Ивановны улица в Петербурге, ведущая к Мариинскому театру, названа с Высочайшего соизволения «Улицей Глинки», а на доме № 7 в Эртелевом переулке(сейчас улица Чехова), где провел последние годы жизни Михаил Иванович, установлена мемориальная доска.

В 1896 году Людмила Ивановна основала в Петербурге Музей М.И.Глинки, открытие музея состоялось, по настоянию Людмилы Ивановны, 27 ноября, в день первой постановки оперы «Жизнь за Царя» (первое представление состоялось 27 ноября 1836 года) и оперы «Руслан и Людмила» (впервые поставлена 27 ноября 1842 года). Хранителем музея был назначен личный секретарь Л.И.Шестаковой – В.М.Афанасьев. Создав музей М.И.Глинки, Л.И.Шестакова дала толчок открытию целого ряда других музыкальных музеев. Так в скором времени были открыты музеи: имени А.Г.Рубинштейна, Н.Г.Рубинштейна и другие.

Кроме того Л.И.Шестакова :

- издала два литературных труда: «Былое М.И.Глинки и его родителей» и «Мои вечера», и оставила в Публичной библиотеке часть воспоминаний, которые она не считала возможным опубликовывать при своей жизни. Эти труды сохранили для потомства множество любопытных подробностей жизни М.И.Глинки.

- собрала и распределила в хронологическом порядке все песни Глинки. Она заботливо оберегала каждую строчку, каждое слово Михаила Ивановича.

- принимала активное участие в постановке бюста М.И.Глинки в Мариинском театре, и т.д.

Зал в квартире Л.И.Шестаковой
Зал в квартире Л.И.Шестаковой

Последние годы жизни Л.И.Шестаковой и ее смерть:

В последний раз Людмила Ивановна принимала участие в светском мероприятии в мае 1903 года, в день закладки памятника М.И.Глинки в Петербурге (сам памятник был установлен в феврале 1906 года, через несколько дней после смерти Л.И.Шестаковой). После этого она не выходила на улицу. Еще в 1863 году она перенесла инсульт (после смерти дочери), осложнение инсульта – паралич ноги, осталось на всю жизнь, и в преклонных годах она с трудом ходила.

Шестакова Людмила Ивановна прожила 40 лет после смерти брата в Петербурге на ул.Гагаринская д.30.

Кабинет в квартире Л.И.Шестаковой
Кабинет в квартире Л.И.Шестаковой

Людмила Ивановна Шестакова скончалась 18 января 1906 года в Петербурге, похоронена на кладбище Александро-Невской Лавры, рядом с М.И.Глинки, служению которому она посвятила много сил и свою беззаветную любовь.

Гостиная в квартире Л.И.Шестаковой
Гостиная в квартире Л.И.Шестаковой