Найти тему
MAD TOSBY

«Орёл и решка»: постперестроечный романс о влюблённых

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

Пос­ле за­мет­но­го пе­реры­ва ав­тор­ская ко­лон­ка Пет­ра Гле­бова «На­род гля­дит до дна», пос­вя­щён­ная твор­чес­тву Ге­ор­гия Да­нелии, во­зоб­новля­ет­ся. На оче­реди пре­зен­та­ция филь­ма «Орёл и реш­ка», от­ме­тив­ше­го в пер­вых чис­лах но­яб­ря 25-ле­тие с мо­мен­та премь­еры

Хоть фильм Ге­ор­гия Да­нелии «Орёл и реш­ка» (1995), сня­тый на пи­ке рос­сий­ско­го ки­ноп­ро­кат­но­го упад­ка, не удос­то­ил­ся и со­той до­ли по­пуляр­ности, поль­зу­емой у сов­ре­мен­ной мо­лодёж­ной те­ле­ауди­тории од­но­имён­ным тре­вел-шоу, всё же эта ра­бота мэт­ра та­ит в се­бе эмо­ци­ональ­ное и идей­ное сок­ро­вище, ме­тафо­ричес­ки со­пос­та­вимое с дра­гоцен­ной жем­чу­жиной, куп­ленной муд­рым куп­цом в еван­гель­ской прит­че (Мф.13:45—46). «Ле­карс­тво про­тив стрес­са», — та­ким не­фор­маль­ным жан­ро­вым оп­ре­деле­ни­ем Ге­ор­гий Ни­кола­евич ок­рестил своё эк­ранное де­тище, го­товое в труд­ную ми­нуту про­лить по­ис­ти­не дей­ствен­ный ду­шев­ный баль­зам на сер­дечные тре­щины и раз­ве­ять ту­чи уны­ния или тре­воги. Но и для пуб­ли­ки, не нуж­да­ющей­ся в ду­шев­ном вра­чева­нии, но по­нима­ющей толк в ки­нема­тог­ра­фе, сия кар­ти­на спо­соб­на об­рести боль­шую цен­ность, вы­деля­ясь из все­го пос­тсо­вет­ско­го ки­но ори­гиналь­ным юмо­ром, вы­да­ющим да­нели­ев­скую ру­ку и в то же вре­мя име­ющим в се­бе неч­то но­вое, при­ят­ной ро­ман­ти­заци­ей су­ровых ре­алий 1990-х го­дов, а глав­ное — рас­кры­ти­ем под­линной чис­то­сер­дечной люб­ви — дол­го­тер­пе­ливой, ми­лосердству­ющей, не ищу­щей сво­его, все­му ве­рящей (1Кор.13:4—7). О по­хожем са­мо­от­ре­чении при та­кой люб­ви нам рас­ска­зыва­ли Эль­дар Ря­занов в «Вок­за­ле для дво­их» (1982) и Пётр То­доров­ский в «Во­ен­но-по­левом ро­мане» (1983).

Сю­жет­ная за­вяз­ка лен­ты «Орёл и реш­ка», сня­той по мо­тивам по­вес­ти Вла­дими­ра Ма­кани­на «На пер­вом ды­хании», мо­жет на­пом­нить клю­чевую дра­матур­ги­чес­кую пру­жину «Ро­ман­са о влюб­лённых» (1974) Ан­дрея Кон­ча­лов­ско­го, в свою оче­редь сю­жет­но пе­рек­ли­ка­юще­гося с «Шер­бур­ски­ми зон­ти­ками» (1964) Жа­ка Де­ми. Да­же в вос­про­из­во­димой за кад­ром на скрип­ке ме­лодии Гии Кан­че­ли, ко­торой на­чина­ет­ся и за­кан­чи­ва­ет­ся фильм Да­нелии, улав­ли­ва­ет­ся схо­жий мо­тив с пер­вой пес­ней Алек­сан­дра Град­ско­го из «Ро­ман­са» — «Толь­ко я и ты». Но как бы то ни бы­ло, рас­смат­ри­ва­емая на­ми ки­нокар­ти­на 1995 го­да — прак­ти­чес­ки не­замет­но про­мель­кнув­шее в пос­тсо­вет­ской куль­ту­ре ред­кое са­мобыт­ное ки­ноп­ро­из­ве­дение, по­рази­тель­ным об­ра­зом выс­тра­ива­ющее эс­те­тичес­кую кра­соту из то­го скром­но­го на­тур­но­го и ин­терь­ер­но­го ма­тери­ала, что был у ав­то­ров под ру­кой, и уми­ля­ющее пуб­ли­ку яр­ко вы­ражен­ны­ми об­ра­зами пер­со­нажей, вы­соки­ми че­лове­чес­ки­ми от­но­шени­ями и це­поч­кой ко­рот­ких со­дер­жа­тель­ных ди­ало­гов, на­сыщен­ных от­ме­чен­ным вы­ше юмо­ром.

Что же про­ис­хо­дит в этой ув­ле­катель­ной эк­ранной ис­то­рии? Мо­лодо­му и пыл­ко­му ин­же­неру-га­зови­ку Оле­гу Ча­гину (Ки­рилл Пи­рогов), ра­бота­юще­му на бу­ровой в Но­вом Урен­гое ра­ди за­работ­ка на свадь­бу, при­ходит из Мос­квы из­вестие, что его не­вес­та выш­ла за­муж за дру­гого. Не по­лучая раз­ре­шения от сво­его на­чаль­ни­ка Зо­симы Пет­ро­вича (Ста­нис­лав Го­вору­хин) сроч­но вы­лететь в сто­лицу для ре­шения лич­ных воп­ро­сов, мо­лодой ге­рой тем не ме­нее бе­рёт из сей­фа часть при­чита­ющей­ся, по его же убеж­де­нию, де­неж­ной сум­мы и у­ез­жа­ет. За­яв­ля­ясь до­мой к экс-не­вес­те Ле­не (На­талья Рас­си­ева) и её му­жу Ва­диму (Ген­на­дий На­заров), Олег не на­ходит спо­соба вы­яс­нить от­но­шения с но­во­ис­пе­чён­ны­ми мо­лодо­жёна­ми и по­кида­ет их с твёр­дым на­мере­ни­ем вер­нуть се­бе воз­люблен­ную. Да­лее, опус­кая ин­те­рес­ные под­робнос­ти, ска­жем, что в жиз­ни на­шего ге­роя по­явит­ся ти­хая, скром­ная де­вуш­ка Зи­на При­щеп­ки­на (По­лина Ку­тепо­ва), ко­торую Ча­гин сво­им неп­ри­нуж­дённым шут­ли­вым об­ще­ни­ем с ней, сам то­го не мыс­ля, пос­те­пен­но влю­бит в се­бя.

Сю­жет «Ор­ла и реш­ки» ди­нами­чен, мно­гос­ло­ен и весь­ма неп­ред­ска­зу­ем (ес­ли преж­де прос­мотра не чи­тать ан­но­тацию), но не мень­шее удо­воль­ствие здесь дос­тавля­ет зна­комс­тво с бы­товы­ми де­таля­ми и умо­ритель­ны­ми ре­чевы­ми обо­рота­ми и мыс­ли­тель­ны­ми жес­та­ми дей­ству­ющих лиц. Ге­рой Го­вору­хина не мо­жет най­ти ин­дий­ский мунд­штук для ку­рения, по­дарен­ный ему ма­харад­жей, в то вре­мя как треть­еп­ла­новый пер­со­наж в ис­полне­нии Юрия Сте­пано­ва ис­поль­зу­ет его не по наз­на­чению. У про­фес­со­ра Са­виц­ко­го (Олег Ба­силаш­ви­ли) — на­чаль­ни­ка Ле­ны, за­веду­юще­го ин­же­нер­но-конс­трук­тор­ским бю­ро, — пос­то­ян­но от­кле­ива­ет­ся по­дош­ва от баш­ма­ка. В на­уч­ной кни­ге это­го про­фес­со­ра вмес­то сло­ва «фа­за» на­печа­тана «ха­за», а вмес­то «ин­тер­пре­тации» — «ин­тер­тре­пация». У мос­ков­ско­го пред­ста­вите­ля га­зовой ком­па­нии, где ра­бота­ет Ча­гин, — ста­рень­ко­го офис­но­го план­кто­на Ти­мофе­ича (Иван Ры­жов) — при уда­ре ку­лаком об стол вы­лета­ет встав­ная че­люсть, ко­торую при­шед­ший в офис за день­га­ми мо­лодой ге­рой, под­няв с по­ла, кла­дёт в ста­кан с ча­ем. От­дель­ная «пес­ня» — сце­ны с ка­рика­тур­ным об­ра­зом «но­вого рус­ско­го» Го­ши в ис­полне­нии Ле­они­да Яр­моль­ни­ка. Вмес­то ма­та экс­прес­сивно ис­поль­зуя вы­раже­ние «fuck <при­тяжа­тель­ное мес­то­име­ние> мать», он не за­меча­ет сво­его об­ла­поши­вания с со­вер­шенно пос­то­рон­ней сто­роны, спи­сывая всё на сво­их же­ну и тес­тя, и уте­ша­ет се­бя пос­ту­кива­ни­ем паль­ца­ми по лбу: «Глав­ное — что­бы тут бы­ло». Есть и сце­на, где об­на­жён­ный Яр­моль­ник да­ёт с но­ги элек­трон­но­му по­пугаю, пре­дуп­режда­юще­му его: «Го­ша, ес­ли ты при­ведёшь сю­да шлюх, твоя суп­ру­га отор­вёт те­бе дос­то­инс­тво». И это да­леко не весь ва­гон ко­мич­ных де­талей — не­замыс­ло­ватых, на пер­вый взгляд, но обя­затель­но ра­ду­ющих.

Каж­дый пер­со­наж на­делён нас­толь­ко вы­рази­тель­ны­ми са­мобыт­ны­ми чер­та­ми, рас­по­лага­ющи­ми к се­бе наб­лю­дате­ля, что прак­ти­чес­ки ни один из них не вы­зыва­ет от­ри­цатель­ных кон­но­таций: все здесь, в об­щем-то, ми­лые лю­ди. Опи­сывать каж­до­го из них мож­но по­дол­гу, по­это­му ог­ра­ничим­ся крат­ким ана­лизом пор­тре­та Ча­гина. Глав­ный ге­рой тем и ин­те­ресен, что вы­зыва­ет к се­бе сме­шан­ное от­но­шение. С од­ной сто­роны, он лег­ко­мыс­лен, эго­ис­ти­чен, вспыль­чив, но, с дру­гой сто­роны, он оба­яте­лен, чес­тен, на­ход­чив, ра­ди спа­сения лю­бимой го­тов и поч­ку про­дать, и на ко­лени встать пе­ред неп­ри­яте­лем, и шнур­ки на бо­тин­ках у не­го зу­бами раз­вя­зывать (прав­да, ког­да фан­та­зия до­ходит до то­го, что­бы пить во­ду из уни­таза, на это Ча­гин не идёт). Де­бют в ки­но Ки­рил­ла Пи­рого­ва, ус­ту­пив­ший в из­вес­тнос­ти его сле­ду­ющей эк­ранной ро­ли в «Бра­те 2» (2000) Алек­сея Ба­лаба­нова, тут же по­казал его му­зыкаль­ность: вос­хи­титель­но без ак­компа­немен­та за­пева­ет он ком­по­зиции «Ми­лень­кий ты мой…», «Я пом­ню чуд­ное мгно­венье…» и «Смей­ся, па­яц, над раз­би­той лю­бовью».

От­дель­ным дей­ству­ющим ли­цом здесь яв­ля­ет­ся жи­вопис­ная мос­ков­ская осень с пов­се­мес­тным ков­ром из жёл­тых листь­ев. В од­ной из сцен, сня­тых на Но­вом Ар­ба­те, мож­но раз­гля­деть и влез­шее в кадр зда­ние слав­но­го ки­ноте­ат­ра «Ок­тябрь» (ны­не «Ка­ро 11 Ок­тябрь»). Есть фраг­менты, за­печат­левшие и не­объ­ят­ные да­ли в Но­вом Урен­гое, и зной­ную при­роду Со­чи. Вдо­бавок к упо­мяну­той ме­лодии, про­ходя­щей реф­ре­ном че­рез весь фильм, нас­то­ящим ук­ра­шени­ем выс­ту­па­ет и дру­гая вол­шебная ор­кес­тро­вая ком­по­зиция Гии Кан­че­ли. А са­мо ки­но по боль­шо­му счё­ту да­ёт воз­можность оку­нуть­ся в тот не­далё­кий счас­тли­вый мир (в кон­тек­сте де­монс­три­ру­емых че­лове­чес­ких от­но­шений, но не жиз­ни Рос­сии в це­лом), ког­да мо­лодёжь ещё не про­пада­ла в вир­ту­аль­ном ми­ре и не бо­лела гло­баль­ны­ми воп­ро­сами ци­вили­зации. Ос­колки пе­рес­трой­ки, без­де­нежье, су­ющи­еся в ин­же­нер­ные за­веде­ния ком­мерчес­кие ларь­ки — всё это, наг­лядно зат­ра­гива­емое в «Ор­ле и реш­ке», да­вало о се­бе знать. Но по­чему не мо­жет вы­пол­нять­ся те­зис Ча­гина о том, что «ког­да лю­бишь, ну­жен воз­дух, вы­сокое не­бо и не­объ­ят­ные да­ли»?

Ос­таль­ные статьи из ко­лон­ки Пет­ра Гле­бова «На­род гля­дит до дна» дос­тупны здесь.