В далекие-далекие времена, такие далекие, что страшно и вспомнить, не было в нашем городе телевидения. Только начинала подниматься из-под сопки тонкая игла телевизионной башни, а про "Орбиту" с ее параболической антенной и спутники "Молния-1 "никто слыхом не слыхивал. Сейчас, думаю, многие тоже, но уже не слыхивали. Никакой Малахов не отравлял вечерний покой, и засыпать можно было под передачу "Час до полуночи" из сетевого динамика , а не под бурные политические дебаты в студии с Соловьевым. Впрочем, если случалось заснуть под радио передачу, то подъем в 6 утра под гимн Советского Союза был гарантирован. Не было никаких автоматических выключателей. Одним из способов провести вечерние часы было достать с полки книгу и, если не почитать, то полистать, рассматривая картинки. Одной такой заветной книгой из отцовской библиотеки был большой черно-белый альбом "История русского искусства". Сколько раз довелось перелистывать его страницы, кто же упомнит. Впрочем, в памяти осталось только несколько иллюстраций. Две из них: "Юноша, играющий в бабки" и "Юноша, играющий в свайку", и что скульптуры эти находятся в Ленинграде.
За годы учебы и последующей работы в славном городе на Неве, пути наши с упомянутыми скульптурами как-то не пересекались. Не скажу, что я предпринимал какие-либо особые усилия их отыскать, но сторожок в голове стоял. Знатоки города, отвечая на мои вопросы, смущенно пожимали плечами. Может, конечно, знатоки такие были. И вот однажды, отправившись в местную командировку в город Пушкин в одно из учреждений Военно-морского ведомства, которому в 1951 году был передан Александровский дворец, я столкнулся с "юношами" нос к носу. Не скрою, это была приятная встреча. Груз неопределенности, все это время, все-таки, терзавший мою душу, теперь спал.
Следующее свидание состоялось, когда "Ведомство" покинуло дворец, и можно было походить вокруг с фотоаппаратом, не остерегаясь грозного оклика и последующих разборок.
Реставрационные работы в Александровском дворце Царского Села только начались, и посреди этого неустройства два парня с азартом предавались своим играм.
Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено
Бодро оперся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился… прочь! раздайся, народ любопытный,
Врозь расступись; не мешай русской удалой игре. [1]
Посвящение А.С. Пушкина
Бабки были одной из самых любимых русских забав, хотя в эту игру играли еще в древнем Египте. В качестве инвентаря использовались кости надкопытного сустава животных: коров, коз, свиней или других диких животных. Помню, отец - зав кафедры педагогического института, будучи сам из деревни, просвещал меня, городского мальчика, в тонкостях игры, демонстрируя, какие кости используются в качестве бабок. Обучение происходило в процессе "ритуала" обгладывания костей при варке холодца.
На фотографии бабки для игры или гадания By Ad Meskens - Own work, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=59616457
В России больше любили кости коров, как более крупные. В самую большую бабку часто заливали свинец или олово, чтобы утяжелить ее и повысить мощность удара. Это была битка или биток. Каждый приходил со своими бабками. Их можно было проиграть или выиграть. Биток был свой, к нему нужно было приноровиться. Бабки выставлялись в ряд или фигурами в кон. Количество игроков могло быть различным - сколько набиралось. Играли каждый за себя или командой. Играющие по очереди, определяемой по дальности бросков (кто дальше бросил битку, тот и первый) или по жребию, кидали биток, стараясь выбить бабки из кона. Выбитая бабка становилась законной добычей выбившего ее игрока. У кого бабки кончались - выбывал из игры. Иногда, чтобы продолжить игру, можно было докупить бабок у других игроков или положить монету под специальную "денежную" бабку. Выбивший "денежную" бабку забирал все находящиеся под ней монеты. Таким образом, игра приобретала азартную составляющую. Не отсюда ли пошли выражения: "срубить бабок", "подбить бабки"?
По договоренности определяли расстояние, с которого будут кидать битки. Обычно это 7-8 метров. При выбивании определенного количества бабок, играющий перемещался на более близкое расстояние (линию боя) - на 2-3 метра вперед. При игре "через кон" бросать нужно было с места, куда упала битка при предыдущем броске. Первым бросал игрок, чей биток находился дальше от кона. При предыдущем броске приходилось решать, что лучше: бросать первым или из более близкой позиции. Опытные игроки бросали с расстояния до 40 метров. Вот здесь-то и нужны были меткий глаз и твердая рука.
А в Угличе играют дети в бабки
И пахнет хлеб, оставленный в печи.
По улицам меня везут без шапки,
И теплятся в часовне три свечи. [2]
Отрывок из стихотворения О. Мандельштама "На розвальнях, уложенных соломой". Игру в бабки часто упоминают и другие литераторы в своих произведениях. В источниках упоминается, что в них любили играть Петр Первый, Александр Суворов, Александр Пушкин - три извечных авторитета во всех областях жизни.
По правилам игра напоминает городки. Мы же, городские ребята, в детстве часто использовали солдатиков или шахматные фигуры. Чем не целое войско? Играли, конечно, дома и не кидали биток, а пускали его скользить по полу или катали шарик от подшипника.
Юноша, полный красы, напряженья, усилия чуждый,
Строен, легок и могуч, — тешится быстрой игрой!
Вот и товарищ тебе, дискобол! Он достоин, клянуся,
Дружно обнявшись с тобой, после игры отдыхать. [3]
В настоящее время в этом посвящении А.С. Пушкина легко усмотреть толерантность к определенным меньшинствам. Странно, как Александра Сергеевича до сих пор не записали в геи. Воспитывался в лицее - в мужской среде, писал вон какие стишки, жил, правда, с тетками, но стрелялся-то с мужиками.
Свайка - еще одна популярная русская забава. Как таковая, свайка представляет собой такелажный инструмент, заостренный с одной стороны. С другой стороны имеет утолщение или головку. Предназначается для разведения волокон канатов. Например, при изготовлении веревочной лестницы. Канат пробивается свайкой, волокна раздвигаются и в образовавшуюся петлю вставляется деревянная ступенька. Еще одним назначением свайки Википедия отмечает использование ее в качестве оружия в матросских драках, соотнося с использованием монтировок шоферами. Кто держал в руках свайку, согласится, что она оружие грозное. В зависимости от типа работ свайки бывают различных размеров: 15-30 сантиметров в длину. На Яндекс.Маркете можно ознакомиться с современным сортаментом сваек. Для игры использовались свайки весом от 800 грамм для детей и до 2 килограммов для серьезных игроков. Думаю, применяли в игре, как сам по себе инструмент, так и специально изготовленный. Что бы местному кузнецу не сварганить железку для любимой команды?
В процессе игры нужно было попасть заостренным концом в железное кольцо диаметром 4-5 см. Кидали, пока играющий либо промахивался, не попадал в кольцо, либо свайка не втыкалась в землю. Тогда игроки менялись, один бросал свайку, неудачник вытаскивал ее из земли и подавал игроку или всем игрокам, в зависимости от условий игры. Подсчет очков велся по договоренности или просто до промаха одного игрока, после чего игроки менялись. Упоминается разновидность игры, когда бросающий свайку игрок восседает на спине другого и пытается попасть в кольцо из такой неустойчивой позиции.
Выигравший игрок со всей силы кидает свайку в землю - "сажает репку", проигравший должен достать ее, иногда зубами. Ну, такую свайку, как у скульптурного юноши, зубами не ухватишь. Игра, несомненно, травмоопасная. По одной из версий, царевич Дмитрий поранился и погиб, играя "свайкой в кольцо".
Игра имела популярность в различных слоях общества.
Нашу праздность тешит свайка…
Право, славная игра!
Тяжкий гвоздь стойком и плотно
Бьёт в кольцо; кольцо бренчит;
Вешний вечер беззаботно
И невидимо летит… [4]
Из стихотворения Н.М. Языкова "К А.Н. Вульфу". В свайку играли и герои романа Л.Н. Толстова "Война и Мир".
В современном мире свайка тихо выродилась в "ножички", да и те уступили место электронным гаджетам.
А.С. Пушкин, чьи посвящения находятся на постаментах, увидел скульптуры на выставке, проходившей в Императорской академии художеств в 1836 году. Заявив, что слава Богу, и скульптура на Руси, наконец, стала народною, тут же на выставке, выразив свой восторг авторам, набросал посвящения, которые были опубликованы в "Художественной газете" в отчете о выставке.
Автор статуи "Юноша, играющий в свайку" скульптор А.В. Логановский (1810-1855). Статуи "Юноша, играющий в бабки" - Н.С. Пименов (1812-1864). Скульптуры, правда, тогда упоминались, как "Русский парень, играющий в свайку" и "Русский парень, играющий в бабки". За эти работы авторы были награждены Большой золотой медалью.
В статье "АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ. СТАТЬЯ 1. ПУБЛИЧНОЕ СОБРАНИЕ 27-ГО СЕНТЯБРЯ 1836 ГОДА" отмечается:
Затем г. президент за исполненные по задачам от академического совета программы, именем его императорского величества, при звуке труб и литавров роздал золотые медали художникам и академистам, а именно: ... По классу скульптуры: 3) Николаю Пименову за статую: Играющий в бабки, 4) Александру Логановскому за статую: Играющий в свайку. [5]
Здание Императорской Академии Художеств. Впрочем, это здание на Университетской набережной построено несколько позже. В 1774 - 1788 годах.
Как обладатели золотых медалей, Пименов и Логановский были отправлены для "усовершенствования" за границу, о чем сообщалось в Отчете Императорской Академии художеств за 1836-1837 академический год.
Его императорской величество соизволил Высочайше утвердить избранного Академиею в ректоры по части скульптуры профессора В.И. Демут-Малиновского; изъявил согласие на отправление в чужие края для усовершенствования: живописцев Завьялова и Шамшина, скульпторов Пименова и Логановского...[6]
Там же сообщалось, что
Художники Завьялов, Шамшин, Пименов, Логановский, [Кудинов] и Томаринский отправлены нынешним летом в чужие края. [6]
Наиболее известной работой Логановского являются горельефы Храма Христа Спасителя в Москве.
Сейчас собор украшен копиями горельефов. Сохранившиеся оригиналы можно увидеть на территории Донского монастыря.
Оба скульптора приняли участие в оформлении Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Пименов является автором скульптурных композиций "Воскресение" и "Преображение", размещенных в аттиках малых иконостасов Исаакиевского собора. Логановский создал два барельефа, размещенных в южном портике Исаакиевского собора: "Благовестие ангела пастырям" и "Избиение младенцев".
Информация об истории появления скульптур у Александровского дворца оказалась до удивления скудной. На сайте Музея-заповедника удалось отыскать единственное упоминание:
Внешний облик дворца за два столетия также почти не изменился — лишь перед колоннадой в 1838 году были установлены две статуи, отлитые на Александровском чугунолитейном заводе: «Юноша, играющий в бабки» по модели Н.С. Пименова и «Игра в свайку» работы А.В. Логановского. [7]
Все. Ни кто инициировал, ни как устанавливали. Как и когда появились на памятниках посвящения Пушкина.
Скульптуры отлиты на Александровском заводе. Завод известен тем, что занимался выпуском пароходов, железнодорожной техники. Где-то в эти годы прошли испытания первой металлической подводной лодки, вооруженной кроме электрической мины двумя ракетными установками, стрельба из которых могла вестись как из надводного, так и подводного положений. [8]
Всего за 1826-1837 годы судостроительная верфь завода построила 17 пароходов общей мощностью 990 л.с., а также ряд судов специального назначения. [8]
Занимался завод и художественным литьем. Кроме наших юношей, заводом изготовлены львы для пристани у Дворцового моста, решетка Летнего сада со стороны мойки, колесница Славы для арки Главного штаба. [8]
На фотографиях в галерее чугунные львы у стен Александровского завода со стороны Невы. Выкрашены по-пролетарски, многими жирными слоями до отслаивания краски.
Хозяином в Александровском дворце в эти годы был Николай I. Разместить заказ на отливку скульптур на заводе можно было только с его соизволения. Очень необычно смотрится появление на выставке Академии художеств, двух, по сути, парных работ, выполненных разными скульпторами. Если мы вернемся к заметке о награждении соискателей золотых медалей, стоит обратить внимание на формулировку: "за исполненные по задачам от академического совета программы". То есть, тема была задана академией, но кто-то же под нее выделил деньги? Программы часто формировались под конкретный заказ. Кстати, в списке награжденных имеется еще одна строка:
По классу медальерному: 5) академисту 1-й ст. Александру Лютину по программе вырезать на стали Играющего в городки.[5]
"Играющий в городки", и опять же по программе. Лютин Александр Иванович (1814-1884) - скульптор, академик ИАХ. Кто-то настойчиво продвигал "народную" тему. Оставим это специалистам. Они-то, наверняка, обратили внимание на такую тенденцию.
Прощальный взгляд на дворец и скульптуры.
В статье намеренно использовал фотографии дореставрационных времен. Мне показалось, что в таком антураже скульптуры смотрятся органичней. Не фольклерно-этническим дуэтом. Последние три фотографии уже после реставрации, но еще до покраски - в необычном коричневом цвете. Чтобы было привычней, перевел в черно-белые. Этот прищур на последней фотографии - дерзкий отход скульптора от канонов классицизма, но, как говорят: "Победителей не судят".
Источники:
1. Александр Пушкин "На статую, играющего в бабки"
2. О.Э. Мандельштам. На розвальнях, уложенных соломой (rvb.ru)
3. Александр Пушкин "На статую, играющего в свайку"
5. АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ. СТАТЬЯ 1. ПУБЛИЧНОЕ СОБРАНИЕ 27-ГО СЕНТЯБРЯ 1836 ГОДА Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской Академии Художеств (1817-1859) Стр. 152
6. Отчет Императорской Академии художеств за 1836-1837 академический год
8. Александровский (Пролетарский) завод - первенец российского паровозостроения.
Ставим лайки, раз уж дочитали. :)
Некоторые фотографии, использованные в статье, размещены в портфолио автора на сайте фотобанка Лори (Автор Александр Щепин - это я).
https://lori.ru/Blink?ref=2106
Заходите.