Рассказываем, что делать в идеальной русской усадьбе (воистину) в самое мрачное время года.
Побывать в «России, которую мы потеряли»
Барский дом, запах прелой листвы, ранние сумерки, звенящая тишина вызывают почти физически осязаемую ностальгию по чему-то далекому, прошлому, грустному, по чему-то давно утраченному или никогда не бывшему.
Сделать миллион красивых фотографий
Ранней весной, летом и золотой осенью здесь чудо как хорошо, настолько, что яблоку негде упасть. Чтобы найти один удачный план, в котором не будет мельтешить чей-то красный пуховик/панама/шорты, нужны сверхспособности. С появлением первых робких холодов из заповедника исчезают туристы.
Почувствовать мистическую атмосферу старой усадьбы
В ноябре под Пензой туманы почти как в Лондоне. В сумраке особенно хороша мельница, которая перестает отражаться в Барском пруду.
Чем еще хороши Тарханы (в любое время года)
Не нужно быть лермонтоведом, погружаться в историю этого места или отношения бабушки-помещицы (Елизаветы Алексеевны Арсеньевой) и ее талантливого внука, чтобы раз и навсегда влюбиться в Тарханы. Здесь очень здорово просто погулять.
Уловить симметрию усадебного парка.
Обойти со всех сторон церковь Марии Египетской.
Архитектурным шедевром ее не назовешь, но я навскидку не припомним второго такого же небольшого, но очень гордого, построенного при соблюдении всех канонов классицизма храма.
Спуститься к Большому пруду, заглянуть в беседку Тайную (которая выглядит премило).
Начать лучше с барского дома. Здесь воссоздан максимально аутентичный интерьер времен детства и юности Лермонтова. В доме до сих пор даже проводки нет – на потолках люстры со свечами, и после 16:30 вас отсюда прогонят.
А посмотреть есть на что – у «самой знаменитой бабушки русской литературы» было чувство стиля. Кстати, из воссозданного в доме только шторы, остальные предметы быта, если и не принадлежали семье поэта, то хотя бы его современникам.
Смотрительницы музея покорят вас ревностным отношением к служению усадьбе. На праздный вопрос: «А сколько у Лермонтова было душ?», они с укоризной ответят: «Что вы! У него ничего не было, он писал стихи».
С собой берем перекус и термос с чаем – ближайшее кафе в 11 километрах от заповедника. Небольшой пикник (в рамках разумного) можно устроить прямо на берегу Барского или Большого пруда.
ПЯТЬ НЕСВЯЗАННЫХ ФАКТОВ О ТАРХАНАХ:
🤔 Лермонтов провел в усадьбе ровно половину жизни – до переезда в Москву в 1829 г.
🤔 Село назвали по типу подработки крестьян, они «тарханили». «Тархан» – мелкий торговец, скупщик холста, льна, пеньки, шкур и прочего, разъезжающий по деревням в Тамбовской, Пензенской и Саратовской губерниях.
🤔 Есть две версии происхождения местных крестьян: коробейники, которые пришли из Костромской области или переселенные первым владельцем усадьбы Иваном Нарышкиным крепостные фанатичные раскольники, «воры и головорезы» из московских и владимирских вотчин. Сам помещик в селе ни разу не был.
🤔 Церковь в честь Марии Египетской построена после смерти дочери Елизаветы Арсеньевой – матери поэта Марии в 1827 г. на месте старой деревянной церкви в честь Николая Чудотворца. Тогда же помещица поручила сломать прежний барский дом и выстроить на его месте новый.
🤔В 1925 г. усадьбу передали товариществу «Лермонтовский рысак», все хозяйственные постройки снесли (сейчас они восстановлены). В 1928 по 1930 гг. в барском доме открыли школу колхозной молодежи. После 30-х первый этаж использовали для хранения зерна, а в мезонине разводили домашнюю птицу. Отреставрировали усадьбу в 1938 г.
⭐️ Читайте на нашем канале о единственном в России музее из списка Forbes (он тоже в Пензе) и уникальном явлении – кипении реки.