Хотя за последние два десятилетия мы действительно привыкли к наличию шестицилиндровых белорусских тракторов МТЗ, но большинство наверняка не знают, что сама конструкция трактора была разработана больше полувека назад.
В течение почти полувека на Минском тракторном заводе разрабатывался универсальный шестицилиндровый турбированный трактор МТЗ средней мощности.
В начале разработки моделей 80/82, в 1967 году, версия с четырьмя и шестью цилиндрами турбокомпрессора была построена на том же шасси и силовой передаче, но в итоге разработка четырехцилиндрового трактора была ускорена. Таким образом, он в дальнейшем послужил основой для первого поколения тракторов МТЗ-80/82.
Экспериментальный шестицилиндровый опытный образец отличался обозначением
МТЗ-120Э и испытывался до 1970 года, а затем был размещен в боксе на два года, и после завершения разработки тракторов МТЗ-80/82 проект был пересмотрен с учетом дополнительного экспериментального опыта.
Новая экспериментальная машина получила идентификатор МТЗ-142, и хотя она унаследовала многие детали от тракторов 80/82, но она также продемонстрировала гораздо больше в своих основных структурных единицах и внешнем виде, чем традиционный трактор МТЗ.
Совершенно новый шестицилиндровый двигатель D-260T с турбонаддувом, мощностью 150 л.с при 2200 об / мин, который можно считать первым поколением двигателя 1221 в 1990-х годах.
В отличие от тракторов МТЗ 80/82, крутящий момент от двигателя передавался с помощью двухдисковой муфты на разработанную 16/8-ступенчатую синхронизированную коробку передач, которая могла работать под нагрузкой в диапазонах..
Передний ведущий мост продолжал следовать угловому шаблону МТЗ 82, хотя это был усиленный вариант, новая разработка получила большие колеса спереди и сзади.
Абсолютно новое шасси получило топливный бак на 160 литров, аккумуляторная батарея была переработана, поскольку кабина была заменена на более просторную, с новым панорамным остеклением, в отличии от МТЗ-82.
Внешний вид кабины, хотя и хорошо продуманный всё же
напоминал выпуски тракторов прошлых лет.
После нескольких лет строго закрытых испытаний МТЗ начал модифицировать экспериментальный трактор в 1977 году.
Самым большим изменением в тракторе была кабина, поскольку в то время была сконструирована новая унифицированная панорамная кабина MTZ, которую завод хотел использовать в будущем на каждом тракторе, поэтому МТЗ 142 также получили эту кабину.
Органы управления и приборы в новой кабине были изменены, но они стали гораздо более технологичными, чем в обычной (малой) кабине 80-х.
Самым большим сюрпризом стала передняя навеска, которой в то время даже не было у большинства западноевропейских универсальных тракторов. Если в передней навеске отпала необходимость, её можно было заменить фирменным противовесом МТЗ.
Второй опытный образец трактора с новой панорамной кабиной, соответствующей стандартам OECD был уже достаточно зрелым, чтобы показать его на Московском технологическом семинаре Szelhoztechnika в 1978 году в парке «Сокольники» в Москве.
Расширение модельного ряда МТЗ стало огромной сенсацией, и одной из замечательных новинок выставки стал трактор МТЗ-142. Новая модель произвела огромное впечатление на выставку,
Впервые на отечественном и международном уровне расширение Минского тракторного завода от легких универсальных тракторов до тракторов средней мощности, сложная универсальная классификация стала очевидной для широкой профессиональной общественности.
После премьеры трактора прошли новые годы с лабораторными испытаниями, но в этой серии испытаний инженеров больше всего интересовало, где находятся пределы производительности трактора при совместном использовании передней и задней навески.
Трактор был разработан для орудий, которые могут постоянно работать в реверсивном режиме, например: для работы комбайнов, измельчителей сахарной свеклы. В полевых и нагрузочных лабораторных испытаниях были улучшены передняя навеска и ее крепление к раме шасси.
Был использован новый, более мощный приводной, гидравлический насос, но всё еще портальный передний мост с полностью гидрообъёмным рулевым управлением(насос Danfoss).
Диапазон применяемых размеров колес был расширен. В 1983 году, после многих лет исследований и конструкторских разработок, была завершена первая небольшая серия тракторов нулевого цикла, они работали в самых разнообразных климатических и рельефных районах СССР, чтобы получить дальнейший, длительный опыт эксплуатации.
Советское государственное управление промышленности, параллельно с МТЗ-142 сравнило трактор ЛТЗ-145 с аналогичной производительностью, разработанный на Липецком тракторном заводе, оценило результаты многолетних эксплуатационных наблюдений и определило судьбу двух тракторов. Трактору МТЗ-142 повезло стать серийным.
«Ответственные политики» решили начать производство МТЗ-142 после хорошего опыта эксплуатации, и конкурирующий липецкий проект перспективного интегрального трактора был забыт.
Однако серийное производство было поручено не разработчику трактора в Минске, а производителю, создавшему конкурирующую разработку - LTZ-145. На заводе в Липецке вместо "сына" появился «пасынок», поэтому на заводе к нему было соответствующее отношение.
Серийное производство было запущено в 1984 году. Следующий год начался с замены портального переднего моста на балочный с размером шины 16,9R30 для собственного LTZ-145. Модифицированный трактор имел маркировку МТЗ-142А.
Хотя тяговая мощность 5,5-тонного трактора была несколько лучше, жесткая ось значительно повредила трактору и его оператору. Липецкий завод не использовал экспортные рынки в своем производстве, хотя в ряде «братств» МТЗ был популярен, поэтому он был бы хорошей возможностью для экспорта при надлежащем исследовании рынка, поскольку его собственная продукция (LTZ T-4A и 55A и т. Д.) не пользовалась спросом.
Советские механизаторы не смогли получить шестицилиндровый трактор, так как производитель намеренно мешал серийному производству.
Отрицательная обратная связь от жесткого вала была исправлена путем повторного наложения углового моста, но оснащенного колесом размером 16,9R30, используемым на прежнем жестком валу. Эта версия отличалась обозначением типа МТЗ-144 от базового типа 142, но в итоге она выпускалась не так много, как МТЗ-142.
С распадом Советского Союза и прекращением государственного контроля российский завод в Липецке вернул право производства трактора МТЗ-142 его первоначальному разработчику (МТЗ), а белорусский тракторный завод в Минске, который был умеренно модернизирован за несколько лет, запустил старый МТЗ-142, но уже с обозначением типа Беларусь-1221.
Этот трактор дизайном отличался от старого МТЗ-142 только переработанным капотом, но он был более приглушенным, чем его предшественник, и двигатель развивал всего лишь 130 лошадиных сил. В следующем году разработали новый передний ведущий мост балочного типа с передним приводом и колёсами большего размера.
В течение следующего десятилетия шестицилиндровый МТЗ постепенно принимался механизаторами. Пришли более новые поколения, 1221.2 и 1221.3, которые имели хорошую тяговую силу по сравнению с их характеристиками и были хороши по своей стоимости.
В настоящее время доступно по меньшей мере шесть моделей.