Вокруг этих видов транспорта всегда много споров: трамвай конкурирует с автобусом, но также трамвай конкурирует с метро. Так что же лучше? В этой статье я подробно расскажу о плюсах, минусах и особых моментах в этих видах транспорта.
С чего начинать?
Любой современный город развивался и строился постепенно. Сначала появлялись конки - прародители автобусов, и конки с телегами на рельсах - прародители трамваев. Тогда города были не такими большими, чтобы использовать метро, поэтому этот вид транспорта относительно новый.
Потом появились электрические трамваи и уже затем появились автобусы. Но с появлением автобусов во многих городах трамваи начали буквально уничтожаться и заменяться новыми автобусами.
Трамвай или автобус?
При сравнении трамвая и автобуса будет нечестно говорить про скоростной трамвай, потому что это скорее аналог метро. Поэтому говорить я буду про обычный трамвай.
Плюсы автобуса очевидны: низкая стоимость покупки по сравнению с трамваем, не надо прокладывать пути, достаточно просто сделать остановки. Но мало кто говорит о минусах автобуса по сравнению с трамваем:
- Автобусы не масштабируемые. К трамваю в любой момент можно прицепить ещё один вагон или трамвай, тем самым увеличить вместимость. А если у автобусов не хватает мест, то придётся докупать новый.
- Пропускная способность выше. У трамвая пропускная способность намного выше, чем у любого наземного вида транспорта. Поэтому это принесёт куда больше пользы.
- Менее экологичные. В то время как все трамваи электрические, большинство автобусов работают на горючем топливе. Есть, конечно, электробусы, но об их минусах и псевдо экологичности я расскажу в одной из следующих статей. Также из-за отсутствия горючего на борту трамваи безопаснее автобусов.
- Дорогое обслуживание. Если трамваи служат по 20-30 лет(а некоторые и по 50, если их регулярно проверяют), то автобусы уже через несколько лет приходят в негодность и ломаются. Легче уж один раз на много лет купить трамвай, чем постоянно покупать автобусы.
- Непостоянные габариты. На узких улицах трамвай спокойно проедет, ведь у него постоянная ширина. А вот автобусам нужна более широкая улица, а земля в городе стоит очень дорого.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что автобус в принципе плохая задумка, но это не так. В некоторые районы лучше проводить именно автобусы, если пассажиропоток не очень большой. Трамваи же нужны в более загруженных частях города (но если бюджет позволяет, в малонаселённые районы тоже нужно проводить трамвай).
Трамвай против метро
Это сравнение может показаться странным: конечно же метро быстрее и выгоднее! Но это не всегда так. Даже обычный трамвай, который ездит по улицам города может конкурировать с метро, а если выделить его в отдельную огороженную полосу (именно так делают грамотные трамвайные сети), где автомобилям ездить нельзя, если сделать остановки на расстоянии 1-1.5 км и пустить по линии многосекционные трамваи, то пропускная способность может быть даже выше, чем у метрополитена! Часто такой трамвай называют скоростным трамваем. Он может проходить не только по улице, но и частично под землёй. Как пример - скоростной трамвай в Волгограде.
И все эти сложности нужны не просто так: мало у каких городов есть бюджеты, сравнимые с московскими. Поэтому на метро может просто не хватить денег. Стоимость трамвайной инфраструктуры - до 2 млрд за километр а стоимость метро неглубокого заложения - от 8 млрд. за километр, и это без учёта строительства станций! Поэтому очевидно, что городу выгоднее построить грамотный трамвай, чем метро.
Помимо этого в метро нужно спускаться, подниматься, а чтобы сесть в трамвай нужно просто пройти до остановки. из-за этого экономится много времени в пути (до 10 минут туда-обратно).
Метро необходимо строить только в том случае, если наземный общественный транспорт не справляется с пассажиропотоком. Когда все трамваи и автобусы забиты, а интервалы и так короткие. В этих случаях метро - нужное и правильное решение.
Люди любят трамваи
По множеству опросов трамваи нравятся жителям городов сильнее, чем автобусы. Это плавный ход, быстрая скорость и отсутствие пробок и некоторых светофоров.
Главное - строить трамвай грамотно, ведь даже такой перспективный вид транспорта может оказаться бесполезным, если строить его неверно и глупо.
Нравятся ли Вам трамваи? Пишите в комментариях и подписывайтесь на канал, чтобы каждый день читать и узнавать что-то новое об урбанистике. Подписывайтесь на Telegram - канал, где постятся эксклюзивные материалы: https://t.me/motionurban