Понимание моды 1920х давалась мне с трудом.
И то, почему это так - тоже часть истории.
По сути - новейшей.
Советский Союз отчаянно отказывался признавать в мире наличие стиля Арт Деко.
Конструктивизм был, есть, будет.
Функционализм... Мы уже почти забыли, что это такое, потому что сложновато для нового поколения инженеров - но есть.
Арт Деко - нет.
Ещё бы!
Стенные панели из золота и акульих шкур, ковры из зебры - как такое признать в стране быстрого роста экономики и социального равенства?
Если и можно было найти хоть какие-то иллюстрации "как у них тогда" - на них всегда были дисциплинированные "сиротские поддергайки" - не противоречащие - во-первых идеям: "женщина должна одеваться скромно", а "ткань должна кроиться экономно".
А во-вторых идеологии: "а вот у них всё очень плохо, очень".
И это всегда были чёрно-белые изображения, о цветных было странно даже мечтать.
Когда в конце 1980х годов была дана отмашка вспомнить и принять на новых основаниях "тёмное прошлое" - изголодавшийся по изяществу русский народ бросился вспоминать конечно Арт Нуво.
Это последний общий с остальным "буржуйским" миром стиль, который прозвучал в полной мере ещё в Царской России.
От архитектуры и возрождения народных промыслов на новый лад в усадьбах вроде Абрамцево, до самой малейшей завязочки и брошки с анютиными глазками на женских нарядах.
Архитектура сохранилась в достаточном количестве, чтобы можно было просто гулять по улицам и изучать линии, пропорции и звучание - чем я и занимаюсь ещё со школьного возраста - бесплатные музеи самые лучшие.
А Арт Деко не было.
Был конструктивизм и сталинский ампир - хорошо, неплохо, но другое.
Так что, когда в 1990е арт нуво был активнейше представлен в журнальных публикациях и альбомах по искусству, арт деко начал очень аккуратно просачиваться в виде небольшого количества статей и книг по архитектуре - трудно не признать значение стиля в таком масштабе.
Но крайне медленно в виде женской одежды.
И только в нулевых годах купив альбом изданный при музее моды в Киото - нужно было японцам влюбиться в европейскую моду, чтобы создать классификацию на особый, чёткий и ясный лад - я смогла понять - вся мода 1920х про движение.
Автомобили и танцы.
Спорт, путешествия и авиация.
Я поняла это изучая на больших фотографиях сделанных с учётом именно моды - запасы ткани в складках на "простых, прямым платьях".
На крошечных чёрно-белых иллюстрациях и старых фотографиях эти запасы на движение незаметны, но они и есть суть той моды - женщина должна иметь возможность двигаться.
Сам простой силуэт - это противопоставление корсетам и турнюрам, но внутри себя он содержит "секретики" на свободное движение.
Складки в районе проймы и груди, общий силуэт при этом остаётся прямым.
Иногда глубокие встречные складки в боковых швах платьев и пальто.
Клинья в складку и плиссировку в прямых юбках - которые так красиво разлетаются при быстрой ходьбе и в танцах, но почти статичны на иллюстрациях и фотографиях.
Красивые боковые подрезы с вставками иногда из другой ткани, обеспечивающие свободу шага.
Крой по косой, который даёт особое облегание по телу и особый, струящийся эффект при движении.
Одно из ключевых отличий 1920х от предыдущих лет - девушкам стало можно самостоятельно выбираться на танцевальные вечеринки.
Конечно - спорт и вождение автомобиля.
Промежуток между двумя мировыми войнами, которые во-многом, увы, обеспечили реальную, не лубочную и не кокетливую эмансипацию женщин.
С момента понимания про движение мода 1920х нравится мне с точки зрения история прав женщины. И отчасти сама по себе.
Приятного просмотра.
Другие мои статьи про 1920е:
Арт Деко
Девушки-Флаппер. 1920е.
Арт Деко. Изумрудный омут.
Спасибо за просмотр.
Лайк, если статья была полезной или понравилась.