Найти тему
ЛЕТАЕМ ВМЕСТЕ

Боингу 737 MAX разрешили взлёт. Но взлетать никто не торопится

Оглавление

18 ноября 2020 года американский авиарегулятор FAA снял запрет на полёты самолёта Боинг 737 MAX, продлившийся рекордные 616 дней. Событие воодушевило поклонников Боинга, но в реальности возвращение в небо будет для 737 MAX долгим и мучительным.

Половина из выпущенных 737 MAX не взлетит и в 2021 году
Половина из выпущенных 737 MAX не взлетит и в 2021 году

Предыстория

29 октября 2018 года Боинг-737-8 индонезийской авиакомпании Lion Air потерпел катастрофу на этапе взлёта из аэропорта Джакарты. Самолёт упал в море, погибли 189 человек.

10 марта 2019 года Боинг-737-8 эфиопской авиакомпании Ethiopian Airlines в схожей ситуации разбился сразу после взлёта из аэропорта Аддис-Абебы. В результате второй катастрофы 737 MAX погибли 157 человек.

Боинг 737-8 MAX Эфиопских авиалиний
Боинг 737-8 MAX Эфиопских авиалиний

11 марта 2019 года Китай первым в мире запретил полёты самолётов Боинг 737 MAX. В течение следующих 3 дней запрет на полёты ввели более 20 стран и регионов мира. Только после этого, 13 марта полёты опасного самолёта были остановлены в США. Причём запрет был введён указом Трампа, а не директивой FAA, в компетенции которой находится этот вопрос. Позднее, после проведённого расследования и вскрывшихся нарушений в процессе сертификации самолёта, свои посты потеряли руководители FAA и Боинга.

Реакция авиационных властей

Если решение запретить полёты опасного самолёта по всему миру было принято всего за 3 дня после второй катастрофы, то с решением возобновить полёты 737 MAX подобного единодушия не наблюдается.

В состав группы для повторной сертификации самолёта 737 MAX американцы пригласили только представителей авиавластей Европы (EASA), Канады (TCCA) и Бразилии (ANAC). Другие страны в группу не приглашались, поэтому отсутствие реакции от них вполне объяснимо.

Бразилия

Бразильцы первыми объявили об отмене запрета на полёты 25 ноября. На сегодня это единственная страна в мире, признавшая решение американцев. Это вполне понятно. Ведущая бразильская авиакомпания GOL крепко подсела на самолёты Б-737 и деваться ей просто некуда. Кроме того, для бразильского авиапроизводителя Эмбраер (Embraer) рынок США остаётся ключевым, несмотря на срыв сделки по поглощению Боингом. Разрешение на полёты касается только модели 737-8 MAX, хотя в американской директиве указан и 737-9.

Канада

Глава Минтранса Канады Марк Гарно сообщил что канадские протоколы безопасности отличаются от американских. В связи с этим:

Ограничения на коммерческие полеты самолетов Boeing 737 MAX в воздушном пространстве Канады остаются в силе и не будут отменены до тех пор, пока департамент по безопасности не убедится в том, что все проблемы лайнера с безопасностью решены.

Европа

Европейский авиарегулятор в лице исполнительного директора EASA Патрика Кая заявил следующее:

Вероятно мы примем решения, позволяющие вернуть самолет в эксплуатацию, когда-нибудь в январе. EASA с самого начала дало понять, что мы проведем нашу собственную объективную и независимую оценку 737MAX в тесном сотрудничестве с Федеральным авиационным управлением США  и Боингом, чтобы убедиться, что не может быть повторения этих трагических происшествий, которые коснулись жизней стольких людей.

Европейская позиция вполне понятна. На фоне торговой войны между Эйрбасом и Боингом у Европы нет объективных причин помогать своему конкуренту.

Китай

Китайские власти, первыми запретившие полёты 737 MAX, на фоне торговой войны с США хранят многозначительное молчание. Зато сегодня заявлено о заключительной фазе сертификации китайского конкурента Б-737 - среднемагистрального самолёта C919.

Китайский С919 выходит на финишную прямую сертификации
Китайский С919 выходит на финишную прямую сертификации

Россия

В Рунете быстро расползлось сообщение Интерфакса со ссылкой на пресс-службу Росавиации:

Росавиация и Авиарегистр РФ в настоящее время продолжают работу по сертификации в России изменения системы улучшения характеристик маневрирования (MCAS) семейства самолетов Boeing 737 МАХ. В рамках данного процесса в обязательном порядке будут учитываться результаты сертификации и выводы как Федерального управления гражданской авиации (ФАА) США, так и других регуляторов касательно условий безопасного возвращения в коммерческую эксплуатацию самолетов семейства Boeing 737 МАХ.

На официальном сайте Росавиации никакой информации по этому поводу нет. У Росавиации ещё остаётся небольшой шанс проявить заботу о российских пассажирах и не признавать результаты повторной сертификации. Это решение может стать отличным ответом на санкции против российского авиапрома и самолёта МС-21. Воспользуется ли Росавиация этим шансом? Об этом мы узнаем в декабре.

МС-21 - российский конкурент Б-737 MAX
МС-21 - российский конкурент Б-737 MAX

Продолжение следует ...

В следующей статье подробнее разберём реакцию авиакомпаний на возобновление полётов и узнаем когда все выпущенные 737 MAX реально вернутся в небо.

ТОП 10 наших статей в 2020 году по мнению читателей:

Боингозамещение в России. Процесс запущен

Достижения Суперджета в России. Очевидные и невероятные

Как продвигается сертификация самолёта МС-21? Состояние проекта на осень 2020 года

Глазьев объяснил зачем нужно развивать отечественное авиастроение

В России запускаются сразу 3 крупных проекта с отечественными самолётами

Почему американские авиакомпании не верят в Боинг?

Парк Суперджетов в России ожидает взрывной рост

Суперджет и его реальные конкуренты

Самолёт Л-410. Уже наш или ещё чешский?

Кто и как распространяет ложь про российские самолёты