Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Почему «Жестокой романс» так терзала критика, но любили зрители?

В 1982 году вышел фильм Э.А. Рязанова «Вокзал для двоих». После него режиссёр твердо решил отказаться от «смешного» и снять нечто «серьезное». И как это часто бывает в минуты сомнений, мастер обратился к классике, а именно к пьесе «Бесприданница» А.Н. Островского.

Рязанов начал подбор актеров. Для начала он заручился согласием Никиты Михалкова, который сыграл вальяжного русского барина Па­ратова.

Н.С. Михалков в роли Паратова
Н.С. Михалков в роли Паратова

Карандышева согласился изо­бразить любимец Эльдара Алексан­дровича Андрей Мягков, блестяще сыгравший у него в «Иронии судьбы, или С легким паром!» и в «Служебном романе».

Дебютантку Ларису Гузееву на роль Ларисы Огудаловой выбрали из тысяч претенденток. Одному Богу ведомо, как Рязанов в красивой, но грубой и вульгарной хиппующей девице разглядел «тонкую и нежную душу» героини Остров­ского. По сути, режиссёр и актёрская труппа создали образ: Гузеева, по всей видимости, уже в ранней молодости разговаривала в базарном стиле и никак от него не могла избавиться (эта манера пришлась очень кстати, когда артистка стала вести пе­редачу «Давай поженимся»). Именно поэтому в «Жестком романсе» ее оз­вучила Анна Каменкова. А романсы за нее исполнила Валентина Пономарева.

О работе с 23-летней Ларисой ре­жиссер позже вспоминал: «Все актеры-партнеры про­явили великолепную солидарность, доброе отношение к молодой артистке, поддерживали ее, ободряли, делились своим опытом... Поначалу ее профес­сиональное невежество было поистине безгранично, но, когда снимались последние эпизоды, работать с ней стало значительно легче». Надо признать, роль бесприданницы стала не только первой, но и самой удачной в карьере актрисы Гузеевой.

-2

В целом подбор актёров даже на второстепенные, проходные роли был невероятным попаданием: вспомните дубоватого офицера Ивановского – два эпизода, но запомнился навсегда!

Картину назвали не «Беспри­данница», а «Жестокий романс». Тем самым, во-первых, дали понять, что фильм снят только по мотивам произве­дения Островского. Во-вторых, музыку к картине написал замечательный композитор Андрей Петров. Вообще, он создал «музыкальную атмосферу»: романсы на стихи Беллы Ахмадулиной и Марины Цветаевой отлично стилизованы под старину и создают ощущение «жестокого» го­родского романса XIX века.

Вскоре после выхода фильма Ря­занова на режиссера обрушился целый вал разгромных рецензий. Лидирующее место в травле режиссера и его картины заняла «Литературная газета». Его обвиняли в отступлении от «норм» оригинала и искажении класси­ческого литературного произведения: «Рязанов ничего не понял у Островского», – это была главная претензия! В качестве примера для подражания приводили фильм Протазанова. Авторы разгромных рецензий подзабыли, что в свое время кинокритики не оставили от творения Протазанова камня на камне. Ругали, естественно, за то же самое, за что спустя полвека досталось «Жестокому романсу». А ещё «Жестокий романс» громили за отсутствие положительных героев, бесстыжие допущения и недостаточную моральную выдержанность героини. Но Рязанов видел далеко вперёд: не пройдёт и 10 лет, как тысячи Ларис готовы будут продаться, а тысячи Паратовых сменят белые пиджаки на малиновые.

Зато «Жестокий романс» сразу целиком и пол­ностью приняла Нина Алисова, которая в фильме 1936 года исполнила роль Ларисы. Алисова написала в «Литературной газете»: «Же­стокий романс» поднимает историю Ла­рисы-бесприданницы до трагедии, и это главная победа всего творческого кол­лектива».

Но никакая газетная травля не смогла помешать восторгу публики. Конечно, народную любовь измерить трудно. Но в 1984 году журнал «Советский экран» по отзывам зрителей признал «Жестокий романс» лучшим фильмом года.