Исторически сложилось так, что День благодарения выглядит как американский вариант праздника урожая. Большая семья собирается за одним столом, который ломится от всевозможных яств и в самом центре стоит огромная традиционная индейка. Однако в этом году столь значимый для американской культуры праздник больше напоминал тяжкие будни первых поселенцев.
В то время как Дональд Трамп угощался президентской индейкой, сотни тысяч американцев по всей стране стояли в километровых очередях за бесплатными продуктовыми наборами от волонтеров. Американские СМИ назвали происходящее в стране "голодным кризисом".
Накануне главного американского праздника статистика выяснила, что пятьдесят миллионов жителей страны регулярно недоедают и боятся, что не смогут избежать голода в следующем году. В США есть специальный термин для определения подобного"food insecurity". Он обозначает неуверенность в том, что опрашиваемый гражданин сумеет купить себе еды в ближайшем будущем. Это не означает, что у опрашиваемого вообще нет ни копейки. Просто все деньги ему придется потратить на оплату коммунальных услуг и лекарства, а в итоге лечь спать голодным.
Эту "продуктовую незащищенность" в США на сегодняшний день испытывает более половины семей с детьми. И эти миллионы не распределены равномерно по всем штатам. Есть преуспевающие регионы, где и сегодня очереди стоят не к социальным столовым, а к дорогим ресторанам. А некоторые штаты поражают нищетой, больше напоминающей страны третьего мира.
Голод и бедность в самой богатой стране мира выглядят жутко противоречиво. Люди приезжают к многочасовым очередям за бесплатными продуктовыми наборами на собственных автомобилях. Однако при американских расстояниях и едва развитом общественном транспорте свой автомобиль далеко не роскошь, а единственная возможность добраться, например, до центра города. Если его продать, то денег хватит на еду на несколько месяцев, а дальше можно сразу помирать.
Недоедающий человек в странах "золотого миллиарда" зачастую страдает от лишнего веса, расплачиваясь этим и последующими болезнями за всю жизнь на дешевых продуктах, состоящих из подсластителей, консервантов и прочей химии. Более или менее полезная еда стоит намного дороже, она уже считается роскошью.
Официально заявленная версия "голодного кризиса" состоит из последствий эпидемии коронавируса и неудачной внутренней политики Трампа. И никто не обещает ближайшего окончания пандемии и вряд ли что-то в положении граждан сумеет поправить избранный президент Джо Байден.
Пандемия в США стала очень удобным объяснением наступившего тяжелого экономического кризиса и резкого провала уровня жизни среднего слоя американского слоя общества. Больше всего пострадали не столько самые бедные слои населения, сколько пандемия практически уничтожила низший средний класс. Охранники, продавцы, уборщики, кассиры и многие миллионы других из сферы обслуживания потеряли работу и оказались практически без средств к существованию. Именно за их счет и растут сегодня очереди к благотворительным организациям. И тут нельзя спорить, в США принимаются огромные усилия, чтобы помочь этим несчастным.
Американцы жертвуют продукты и деньги, идут в волонтеры, целыми днями разливают бесплатный суп и развозят продукты на дом старикам. В некоторых штатах для этих целей подключили Национальную гвардию. Государство выплачивает пособия потерявшим работу и их семьям.
Правда, это действия не относится к тем десяткам миллионов людей, которые давно уже не могут найти работу и не зарегистрированы на бирже труда. И все сильнее возникает ощущение, будто одновременно с помощью на самом высоком уровне делается все, чтобы еда стала дефицитом и подорожала в разы. На рукотворный характер кризиса намекает, к примеру, разрушение логистических цепочек. Весной из-за пандемии закрыли множество мясоперерабатывающих заводов. Фермеры были вынуждены массово забивать скот и травить птицу. Мясо не вывозили и не использовали, денег государство не выделило, и тушки просто сжигались. В результате мясные отделы супермаркетов опустели, словно полки советских магазинов. В продаже остались только экологически чистые деликатесы типа кур и индеек по совершенно сумасшедшим ценам.
Одновременно из-за локдауна закрылись рестораны и кафе. Фермеры, лишившись покупателей, вынуждены были выливать молоко, выбрасывать овощи и зелень или просто оставляли урожай гнить на грядках. А в это время потерявшие работу люди выстраивались в очереди за продуктовыми наборами, а волонтеры жаловались на недостачу еды.
В позднем СССР прослеживалась аналогичная ситуация. Искусственный дефицит всего и вся стал первым шагом к обрушению всей экономической системы и страны в целом. Какова вероятность, что американцам готовят нечто подобное?
Во всяком случае, команда избранного президента Байдена уже заявила, что будет активно заниматься темой глобального потепления. Ее важная часть состоит в сокращении потребления мяса и молока. Для простого обывателя такой подход обернется бешеным ростом цен на продукты, а вслед за этим и на все остальное.
Даже дисциплинированные американские журналисты не могут сегодня удержаться от пессимистических ноток. "Зима будет долгой, весна — робкой. Коронавирус пребудет с нами, а с ним пребудет и голод."
В светлое будущее американцев умеют верить сегодня лишь потерявшие связь с реальностью российские либералы. Подавляющее большинство из них никогда Америку и в глаза не видело. Местное же население свой традиционный оптимизм явно теряет, как и веру в собственное правительство.