"Блуда и МУДО" Иванова третья книга автора на моем литературном счету. У романа много статусов: плутовской, брутальный и сатиристический.
Меня удивило, что многие увидели в книге только бесконечный блуд главного героя и принижение женщин, что совсем не так, но давайте обо всем по порядку.
События происходят в провинциальном городе Ковязин, где молодые педагоги «Муниципальное учреждение дополнительного образования» (МУДО) собираются спасти учреждение от реорганизации. Спасение возглавляет Борис Моржов, тот самый редкостный бабник.
Всем приходится на месяц отправиться в заброшенный детский лагерь для его реанимации и подготовки к неожиданному приезду американцев. Моржов настроен соблазнить троих женщин-коллег и готов на все, чтобы планы не нарушились.
Поначалу может показаться, что история лишь про бесконечный блуд Бориса, но по ходу пьесы понимаешь, что его похождения это способ показать мировосприятие и жизнь людей в российской глубинке. С мужским восприятием все ясно и Моржова вполне достаточно для понимания, а вот женская душа потемки, поэтому Иванов "препарирует" душу почти каждой. От самостоятельной матери-одиночки до малолетней девушки с низкой социальной ответственностью.
Локации, сюжет и главный персонаж отсылают к другому произведению Иванова — "Географ глобус пропил". Снова главный герой полон противоположностей. Циничный, но добрый; неудачник, но счастливый; бабник, но женщин любит, помогает и главное умеет жалеть. Поэтому так интересно следить за ходом его мыслей, поступками и разгадке женщин.
Несмотря на все низменные моменты, в книге много философии и рассуждений о том, что язык перестает быть транслятором ценностей, не учимся отличать настоящее от ненастоящего и выдаем желание благ за желание успеха.
Жутко и суетно от осознания, что идет глобальная подмена подлинных ценностей, на фальшивые. Поэтому весь ироничный настрой пропадает.
То, что произошло с Моржовым в конце ожидаемо, но градус романа резко меняется, потому что весь сарказм в романе тает, как снег в оттепель и читатель одиноко остается с суровой действительностью.
Как жаль, что этот роман решили не экранизировать.