Вчера в США прошла долгожданная "Черная пятница". Все мы видели по новостям эти дикие сцены, как тысячи американцев разворачивают по всей стране настоящий кемпинг у крупных торговых центров накануне этого события, выламывают двери магазинов за 5 минут до официального открытия, начинают суматошно сгребать практически все с полок магазинов, дерутся за последний неразобранный телевизор "по горячей акции", толкаются, бегают по падающим людям, кричат и яростно ругаются. Все это напоминает какой-то массовый психоз, когда у людей как будто бы отключается сознание, их лица приобретают нечеловеческий вид, а за дешевую микроволновку они фактически готовы убить своих оппонентов.
Немного об истории этого "праздника продавца и потребителя". Традиция устраивать массовые распродажи на следующий день после Дня Благодарения зародилась в США еще в 19 веке. Хоть "Черная пятница" и не считается официальным праздником, но многие американцы берут отгул в этот день, чтобы не упустить выгодных покупок. Магазины открываются раньше обычного, а скидки могут достигать 50-70%! Важно подчеркнуть, что в отличие от российских брендов и России в целом, где снижение цен носит фиктивный характер и как правило сопровождается искусственным повышением цен незадолго до дня распродаж, в Америке в этом плане все достаточно честно. Действительно, многие бренды позволяют купить свою продукции по немыслимо низким ценам. Так, например, цена Iphone XR снизилась примерно на 300 долларов в этом году.
"Черная пятница" стала настоящей традицией не только для США, но и для многих стран мира, которые ее переняли. Тем не менее, именно в Америке наблюдается совершенно неадекватная реакция на возможность купить всякое нужное и ненужное барахло по невероятным скидкам. Как называется этот диагноз? Массовый синдром потребительства, который обостряется в тот день, когда можно унести с собой сумасшедшее количество не самых-то и необходимых покупок?
Я просмотрела ряд исследований различных ученых, которые изучили причины общественного поведения.
Джейн Томас и Кара Питерс, преподаватели South Carolina’s Winthrop University, утверждают, что большое влияние на психологию людей оказывает эффект толпы. В этот день тысячи покупателей спешат забрать уцененные товары, и у людей возникает ощущение конкуренции, квеста, приключения, некой игры, где надо победить врагов и унести как можно больше "золотых монет". В данном случае, возникающая конкуренция создает так называемую гедонистическую ценность покупок или чувство удовольствия от простого процесса приобретения товаров. Да, для покупателей это веселое развлечение, а для работников магазинов - это зачастую заканчивается травмами.
Ученые также предполагают, что агрессивное поведение покупателей может быть вызвано тем, что приходя в магазин в день X , они внезапно замечаются, что на полках осталось не так много тех товаров, которые они планировали выгодно купить. Отсюда желание скандалить, повышать голос и выплескивать свой негатив на других. По это же причине эти "сверхразумы" могут начать вырывать товары из рук других людей, чтобы досадить или отомстить.
Большой невроз создают также сжатые временные рамки. Понимание того, что скидки продлятся только 24 часа, а повторить свое веселое приключение можно будет лишь через год, создает особый ажиотаж. Это достаточно старый и избитый маркетинговый прием, на который уже едва ли кто-то ведется, однако, именно он и является тем оплотом, на котором была выстроена вся идеология "Черной пятницы".
Лично я подметила еще кое-что. Глядя на чудовищные сцены драк в торговых центрах, я обратила внимание, что большинство людей на этих кадрах - это именно темнокожая часть населения и латиноамериканцы. Конечно, не секрет, что эти социальные группы находятся на более низком уровне жизни, чем белые. Соответственно, для них это возможность восполнить все свои потребительные нужды в один день. Хотя хочется спросить, ну зачем вам телевизор самой крутой модели, если смотреть его вы будете в очень бедно обставленной квартире с ободранными обоями и на сломанном диване? Какие у вас приоритеты в жизни?
Подводя итоги, мне бы хотелось сказать, что "синдром потребительства" - это очень нездоровое явление, которое захватило наше общество. Конечно, для производителей это создает существенную выгоду, поэтому формат "черной пятницы" и прочих маркетинговых манипуляций будет жить еще сотни лет. Но видеть то, как люди готовы убить за чайник или мобильник, заставляет меня задуматься о том, а приносит ли сегодня людям счастье что-то помимо бесконечного хлама, которым они заполняют свои дома и свое сознание?