Поздняя осень или ранняя зима. На улице дождь, ветер; дорожки утопают в листьях. Как хорошо провести такой день (или хотя бы вечер после работы) с книжкой. Такой книгой, чтобы на душе стало светло, чтобы можно было отвлечься от рутины, чтобы стало УЮТНО.
Татьяна Устинова "Третий четверг ноября"
Очень приятный, уютный рассказ в общем-то ни о чём. Живёт-поживает Лёка, Елена Сергеевна, начальник отдела какой-то фирмы, состоит в близких отношениях с начальником службы охраны. И вдруг утром неожиданно сталкивается с бывшим возлюбленным - именно что с возлюбленным. Единственным, ни на кого не похожим, физиком, профессором, но, как ей казалось, странным, поэтому и бросила она его три года назад.
Книга эта - даже не рассказ, а фрагмент, один день из жизни, наполненный воспоминаниями о прошлом, детективным расследованием в настоящем (детектив, правда, не успел ни сложиться, ни случиться - точно как в самой жизни) и - любовью, искренней и прощающей.
Совсем необязательно в осенний дождливый день распутывать сложный сюжет или страдать вместе с героями. Зато "Третий четверг ноября" (еще и название осеннее!) поможет просто расслабиться, порадоваться выходному.
Кайли Фицпатрик "Гобелен"
Завораживающая история о том, как ученый-историк раскрывает тайны прошлого. О том, как в прошлом пытались через вышивку передать то, чему были свидетелями.
Привлекает героиня, Мадлен, преподавательница истории Средних веков в Университете Кана во Франции. Ее хорошо раскрывает меткая характеристика:
"Мадлен попыталась настроиться на лекцию, напомнив себе, что иногда ей нравится преподавать историю Средних веков — ведь таким образом она получала возможность поговорить о предмете, который не слишком годится для бесед за обеденным столом".
Переплетение современных электронных писем и смс с дневником, писанным по-латыни, иногда просто завораживает, и приходит осознание, как далеко человечество ушло.
"История - всего лишь учет повторяющихся, практически одинаковых преступлений против человечества. Все мы должны отвечать за них, иначе цикл будет продолжаться и ничего не изменится".
Со страниц дневника оживают исторические персонажи, мы к ним привыкаем, сближаемся с ними так же, как с Мадлен.
Как хорошо - уютно - вечером погрузиться в тайны прошлого, вместе с героями разгадать сложный клубок переплетений судеб, насладиться приключениями.
А еще здорово почитать рассуждения героев о НАШЕЙ литературе:
"Мадлен рассеянно взяла небольшую книжку с полки, где стояла художественная литература — главным образом, с русскими названиями. Она считала русских писателей печальными и меланхоличными, на грани депрессии. Лидия упорно пыталась убедить ее в обратном, периодически уговаривая почитать Тургенева или Достоевского. Книга, которую Мадлен выбрала, была тонкой, в твердой обложке и называлась «Русская мудрость». Она открыла ее в том месте, где в качестве закладки лежал обрывок бумаги, и прочитала: «Любовь сильнее смерти и сильнее страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Иван Тургенев".
И немного подумать над смыслом названия. Гобелен вышивают герои, оставляя в веках свой след.
"Нити судьбы ткутся, пока жива память, и лишь когда ткань готова, нить можно отрезать".
Мария Парр "Вафельное сердце"
Добрая, искренняя, вместе с тем весёлая книга, собравшая в себе сложные вопросы, на тему которых так сложно говорить со своим ребенком. А книга эта - лучший подарок и детям, и родителям.
Это редкий случай, когда, читая, воспринимаешь главных героев - Лену и Трилле - СВОИМИ, думаешь о них исключительно как о РЕАЛЬНЫХ, живых. И так хочется самой поучаствовать или в "формировании" Ноева ковчега, или в "пиратском нападении", или в сжигание чучела Ведьмы на Иванов день, или в спасении старой Юновой ключе и создании "дома для престарелых лошадей".
Одна из самых смешных и одновременно грустных историй, в которую попали наши герои, называется "Возьмём папу в хорошие руки". Дети ищут папу для Лены и вешают объявление на двери магазинчика.
«В хорошие руки возьмем папу. Обязательное условие: должен быть очень хорошим. И любить детей».
Можно представить, что получилось в результате, если повесили они это объявление прямо под другим - о купле-продаже щенков.
Смешна не только сложившаяся ситуация, но и рассуждение Трилле.
"Для чего человеку вообще папа? Какая от пап польза?
– Они могут что-нибудь построить. Стенку, например.
Стенка у Лены уже есть.
– Еще они могут… ну…
Я никогда раньше не задумывался, для чего нужны папы. В поисках какой-нибудь идеи я привстал на цыпочки и заглянул за изгородь. Папа с очень красным лицом костерил на чем свет дурацкий проект . Сходу и не сообразишь, на что он мне.
– Папы – они едят вареную капусту, – сказал я".
Каждый герой интересен, но, пожалуй, больше всех - баба-тетя.
"Настоящая бабушка, которая была женой деда, умерла давно, в тридцать пять лет. Хорошо, что была запасная бабушка – баба-тетя. Я как ее увидел, так внутри у меня стало тепло. У бабы-тети так прекрасно слеплено лицо, что она беспрерывно улыбается. Когда она приезжает к нам в гости, все начинают дурачиться и веселиться. Мы играем в «Людо», сосем карамельки от кашля и слушаем истории, которыми они с дедом сыплют".
Баба-тетя пережила войну, через ее образ входит в повесть тема памяти, связи поколений.
Ну, и конечно, как не попробовать вафли, испеченные по рецепту бабы-тети.
"И еще она печет вафли. Часто говорят о чем-нибудь, что лучше этого нет ничего на свете, – так вот, лучше вафель бабы-тети на самом деле ничего в мире нет, серьезно. День получился отличный. Даже папа играл и ел вафли со всеми вместе. Он наметил сегодня разбрасывать навоз, но мама сказала, что лучше бы денек обождать, а то будет вонять во время праздника. И папа легко согласился".
Напечем мы тоже побольше вафель, квартира тогда наполнится нежным ароматом.
Пусть за окном непогода - в доме тепло и уютно, вкусно и интересно. То, что надо в пасмурный день.