В публикации, состоящей из трёх частей, будет в хронологической последовательности дан обзор художественных фильмов и сериалов, посвящённых кочевникам и кочевым народам, оставивших в разные времена заметный след в истории и развитии цивилизации государств Евразии.
Автор хочет сразу же предупредить читателей о том, что далеко не все представленные фильмы являются удачными, зрелищными, интересными и заслуживающими внимания зрителей, требовательных к содержанию и исторической достоверности. Автор ни в коем случае не навязывает своё мнение, суждения и субъективные оценки. Каждый читатель сам вправе решать, какой фильм стоит ему смотреть, и какую итоговую оценку заслуживает та или иная картина.
«Аттила» (Производство: Италия и Франция. 1954 год; режиссёр – Пьетро Франчиши)
Во второй половине прошлого века жанр пеплума был очень популярен в европейском кинематографе. Данный фильм был приурочен к 1500-летию одной из самых самой известных и масштабных битв в истории Римской империи – сражению на Каталаунских полях, произошедшей в июне далёкого 451 года. В этой битве объединенные силы римлян, франков, готов и ряда других племён на территории нынешней Франции (близ Труа) сумели общими усилиями остановить дальнейшее продвижение прежде практически непобедимых гуннов на запад.
Пусть и с историческими неточностями, ляпами, анахронизмами, вольной трактовкой ряда событий, но всё-таки создателям фильма удалось в целом неплохо показать историю возвышения самого знаменитого предводителя гуннов – Аттилу, который получил красноречивое прозвище – «Бич Божий». В отличие от многих других исторических фильмов той эпохи «Аттила» не страдает от неудачного кастинга, «проседания» батальных сцен и скучных затяжных диалогов.
«Русь изначальная» (Производство: СССР. 1985 год; режиссёр – Геннадий Леонидович Васильев)
Экранизация одноименного романа Валентина Иванова. Одной из основных сюжетных линий картины – это противостояние восточнославянских племён (в фильме и книге оно называется «росичи») экспансии кочевых племён, входивших в состав Хазарского каганата.
Несмотря на довольно скромный бюджет, в фильме хорошо и вполне достоверно показаны ключевые эпизоды, связанные с противостоянием славян и кочевников, служивших кагану, – подготовка хазарами предстоящего набега и дальнейшая осада ими древнерусского поселения.
В самой известной книге Валентина Иванова – «Русь изначальная» и её одноименной экранизации имеется один существенный анахронизм. Как известно, сюжет романа повествует о второй половине VI века, а на тот момент хазары являлись данниками Тюркского каганата и покуда ещё не совершали набегов на территории будущего Древнерусского государства.
В VI веке главными степными врагами восточных славян были кочевые племена обров (аваров). Лишь начиная приблизительно с конца VII века и вплоть до походов киевского князя Святослава Игоревича, восточнославянские племенные союзы, болгары, венгры и даже византийцы изрядно претерпели от хазарских нашествий.
Если отбросить несоответствие, связанное с указанным временным анахронизмом, то подготовка хазарского набега, осада славянской крепости, тактические хитрости славян и кочевников, их стычки и сражения с точки зрения тогдашней официальной советской историографии показаны достаточно подробно.
«Бейбарс» (Производство: СССР. 1989 год; режиссёр – Булат Богаутдинович Мансуров)
Первая часть дилогии, повествующей о самом знаменитом военачальнике, мамлюкском султане и правители средневекового Египта и Сирии – Бейбарсе I аль-Бундукдари. Фильм рассказывает о том, как пленный мальчик из кыпчакского племени, проведя долгие годы в скитаниях и неволе, оказавшись в эпицентре важнейших военно-политических событий Малой Азии и Ближнего Востока, в конечном итоге смог не просто выжить, но прославиться и стать могущественным египетским султаном.
Несмотря на скромный бюджет, посредственное качество плёнки и отсутствие масштабности применительно к современным меркам кинематографа, «Бейбарс» и сегодня смотрится вполне достойно, благодаря исторической достоверности и хорошей актёрской игре. Знатоки средневековой истории и военного дела Востока по достоинству оценят данную картину, хотя снята она была более тридцати лет назад.
«Султан Бейбарс» (Производство: СССР и Египет. 1989 год; режиссёр – Булат Богаутдинович Мансуров)
Вторая часть дилогии, повествующая о дальнейшей судьбе прославленного египетского мамлюкского правителя Бейбарса. В основе сюжета лежит противостояние Мамлюкского султаната и правителей западных улусов Монгольской империи, разгоревшееся во второй трети XIII века за господство на Ближнем Востоке, прежде всего, за обладание Сирией.
Бейбарс оказался одним из первых восточных правителей не просто оказал монгольским завоевателям достойное сопротивление, но и одержал над монгольской армией ряд больших и громких побед, развеяв миф о непобедимости военной машины Чингисхана.
К сожалению, вновь приходится говорить о излишне ограниченном бюджете, который бросается в глаза скромностью интерьеров и слабоватыми массовыми сценами. Вторая часть дилогии оказалась менее динамичной и насыщенной на события, в ней слишком много размышлений, затянутых и необязательных моментов, воспоминаний в виде повторов эпизодов первого фильма.
«Гибель Отрара» (Производство: Казахстан. 1991 год; режиссёр – Ардак Амиркулов)
В ряде европейских стран в прокате данная кинолента называлась «Тень завоевателя». Фильм повествует о событиях, предшествовавших захвату и разграблению Отрара – одного из крупнейших и процветающих городов Средней Азии первой четверти XIII века. Падение и практически полное уничтожение монголами Отрара стало прелюдией к завоеванию Чингисханом могущественного Хорезма, а затем практически всей Средней и Центральной Азии.
Фильм, сценарий к которому написал Алексей Герман-старший, понравится далеко не каждому, поскольку в нём максимально точно и реалистично воспроизводится жизнь, быт, жестокие нравы и обычаи азиатских народов и монгольских племён. Местами просмотр даётся тяжело, но настоящие ценители и знатоки эпохи завоеваний Чингисхана оценят фильм по достоинству.
«Гибель Отрара» вряд ли понравится тем, кто не смог до конца досмотреть «Трудно быть богом» (2013 год; режиссёр Алексей Юрьевич Герман-старший) или был разочарован по итогу просмотра. Тем, кто, прежде всего, ценит максимальную историческую достоверность, кинолента «Гибель Отрара» должна понравиться.
«Ермак» (Производство: СССР/Россия и Германия. 1986-1996 гг.; режиссёры – Валерий Иванович Усков и Владимир Аркадьевич Краснопольский)
Многие факты подлинной биографии Ермака Тимофеевича не известны до сих пор. Однако большинство историков, изучавших жизнеописание покорителя Сибири, сходятся в том, что за свою бурную карьеру военачальника и завоевателя Ермак неоднократно воевал против самых разных кочевников – ногаев, крымских татар, разношерстных разбойничьих ватаг, промышлявших на просторах Дикого поля, а затем против сибирских народов и племён, подвластных хану Кучуму.
Сериал снимался на протяжении десяти лет, прошедших с момента запуска до окончательного монтажа. Несмотря на довольно скромный бюджет, в общем и целом режиссерам удалось показать основные и наиболее значимые моменты похода Ермака, а также воспроизвести эпизоды противостояния первых покорителей Сибири и кочевых сибирских народов, составлявших главную ударную силу в войске Кучума.
Полностью публикацию «Подборка художественных фильмов о кочевниках и воинах степи» можно прочесть ЗДЕСЬ.
Часть 3-я
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)