Найти в Дзене
Восточный рубеж

Первое знакомство с тайгой в юношестве. Поход за черемшой.

Охотское море. Июнь. Еще плавают льдины.

Жить в таежном поселке еще не значит жить в тайге. В населенном пункте инфраструктура, люди, электричество, а в тайге только тайга со зверьем, минимум удобств и практический подход к имуществу. В тайге пригодится и дырявый болотник и пожеванный медведем алюминиевый дуршлаг. Ну это я так, к слову.

Проживая на Дальнем востоке в таком удаленном от цивилизации селе Чумикан глубоко в тайгу в первый раз я попал только лет через 5 после переезда из средней полосы, в пятнадцатилетнем возрасте, а до этого знакомство с ней ограничивалось походами за грибами да рыбалкой с ночевкой не далее 6 км от села. Вот про это первое близкое знакомство с дикой тайгой я и хочу рассказать в этот раз.

-2

Хотел сфоткать горбатых китов, но кроме волн (слева) так и не удалось поймать в кадр ничего практически. Тут бы пригодился квадрокоптер.

Как то раз в начале лета отец спросил меня -"поедешь за черемшой?" (дикий чеснок). Естественно я согласился. Сам отец не поехал, были дела. Утром я был на месте сбора, на лодочной станции. Для начала по морю на трех моторных лодках добрались до устья р. Ал где оставили запас бензина на обратный путь и уплотнились в 2 лодки и поехали вверх по течению. Женщин не было, мужиков человек 7. Естественно освободившись от домашних оков по дороге мужики основательно заправились "горючим", та что в итоге навеселе проскочили нужный нам приток Ала и мчали вперед "на всех парусах" пока Ал окончательно не обмелел. Остановились, задумались, посовещавшись решили вернуться до темна к нужному притоку (Соньёл) и там уже ночевать.

Когда моторная лодка (в которой я находился) разворачивалась на течении -поднялся переполох. Наш рулевой чего -то там возился с "Вихрем" который не заводился, а между тем лодку несло левым бортом на топляк. (дерево было еще живое, корнями цеплялось за берег, а ствол и крона находились в воде. Видимо берег подмыло и оно наклонилось в воду, причем находилось практически перпендикулярно течению. Я не понимал почему все так переполошились. "Ну и что, что дерево в воде" - размышлял я. -"ну прижмемся к нему бортом, что такого?" Пока размышлял это собственно и произошло. Так я в первый раз испытал как быстро тонет моторная лодка. У меня в буквальном смысле "земля ушла из под ног". Как только лодка прижалась к бревну, под давлением течения вода в считанные секунды (2-3 секунды) перехлестнула через борт и потопленная лодка ушла под бревно при этом переворачиваясь дном к верху. Я сделал первое что пришло в голову. Вернее в голову не пришло вообще ничего от неожиданности развития событий, просто инстинктивно схватился за ствол дерева, хотел сесть на него, но к этому моменту уже набрал полные болотники воды и поднять свой вес на руках не смог и все что оставалось, это держаться руками за ствол. Глубина была не большая, мера полтора, но достать дна не давало течение затягивающее под дерево. Хорошо, что до берега было рукой подать, метра три. Перебирая руками я преодолел это расстояние и выбрался на берег. Между тем все находившиеся со мной в лодке мужики нырнули под топляк вместе с лодкой и благополучно выбрались на берег ниже по течению вместе с лодкой. Наши потери составили 2 ружья (позже их вытащили кошкой)и основной запас продуктов. (хлеб размок, а консервы утонули).

В кармане штормовки у меня был с собой рыболовный набор и пока мужики разводили костер и располагались на ночлег я срезал удилище, выковырял из под коры на сухой лесине короеда и минут через 20 вернулся к костру с тремя ленками от 40 до 50 см. Река Ал кишит рыбой. Мы запекли их у костра на палочках. Хорошо хоть чайник и заварка нашлись в другой лодке. Просушив вещи и спальники стали готовиться ко сну. Для ночлега выбрали поляну находившуюся от костра метрах в тридцати. Раньше на рыбалках с ночевкой я всегда спал у костра и такой способ ночевки был для меня необычен. Просто лечь застегнуться в спальнике и спать посреди тайги на полянке. Было страшновато. Но так как я находился где то в середине всей компании, то решил, что если кого и съедят то точно не меня и довольно быстро уснул.

Утром едва рассвело мужики начали просыпаться по одному. Никто никого не будил, но в течении часа все уже были на ногах. На траве лежал иней. Холод собственно говоря и повыгонял всех из спальников. Попили чаю, достали ружья утопленные накануне и отчалили вниз по течению.

На трезвую голову нужный нам приток нашли довольно быстро. Теперь предстоял подъем вверх по течению. Сперва шли на моторах, но вскоре река обмелела и стали толкаться шестами. Это был долгий и утомительный подъем, который занял целый день. Река Соньёл так же очень рыбная, ленки и хариусы согнанные с ям лодками проносились вниз по течению вокруг нас в неимоверных количествах. Раз налетела стайка крохалей. Кто то из охотников пальнул по ним, слышно было как ударила по перу дробь, но крохали улетели без потерь. Плотное оперение не было пробито. Прошли мы километров 10-15 и все же добрались до нужного нам места, где находилось зимовье одного из местных охотников. До заката еще было 2-3 часа. Я снова срезал удилище и отправился на рыбалку. Вскоре обнаружил стоящих между отмелью и стремниной стайку ленков. Впереди прочих стояла особь довольно крупных размеров 60-70см. я аккуратно закинул наживку так, чтобы она подплыла к этому "вожаку", но он не обратил на короеда внимания. Я снова повторил маневр поменяв короеда и на этот раз ленок лениво вильнув в сторону заглотил наживку. Уверенный в прочности удилища и лески 0.8 я не стал особо с ним церемониться , подсек и потянул. Не тут то было! Ленок отчаянно сопротивляясь вышел на стремнину и пошел вверх по течению. Я держал его в натяг все еще не желая его долго выуживать. Это было слишком самонадеянно. Рывок, еще рывок и натянутая как струна леска "выстрелила" в мою сторону. Ленок ушел. Осмотрев свою снасть я обнаружил, что разогнулся крючок. Вот этого я никак не ожидал! Загнув обратно крючок я выудил несколько рыбин помельче и пошел назад раздосадованный тем, что так глупо упустил хорошую добычу. (позже я не раз выуживал крупных ленков и на тонкую леску относясь к выуживанию более добросовестно, чтоб все "по науке".)

Расположились кое как в зимовье. Там где обычно бывает не более двух человек нас набилось семеро. Достали с охотничьего лабаза немного крупы, муки. ( Что ж поделать, раз потеряли свою провизию)Сварили уху. Так как растительного масла не оказалось один из охотников сделал лепешки способом до того мне неведомым и удивительным. Он раскатал крепкое тесто в лепешки и жарил их у боковой поверхности буржуйки воткнув с одной стороны лепешки две щепки и одну с другой сделал такую импровизированную треногу.

Ночевать на узких нарах оставили только меня как самого молодого и еще пару человек, остальные расположились снаружи в спальниках как и в прошлую ночь. Утро ознаменовалось тем, что кто то из мужиков спавших снаружи, проснувшийся раньше остальных, пошел на охоту и убил оленя.

Вернувшись на зимовье с этой радостной новостью он и еще один человек остались разделывать добычу и переносить мясо к зимовью, а остальные собравшись отправились за черемшой. Для того, чтобы до нее добраться пришлось пересечь полосу тундры шириной около 4х км. до подножия сопок. Этот путь нельзя назвать легким. Я и сейчас не люблю ходить по мари, да и кто же любит, ноги вязнут в торфе, постоянно обходить болотца и пересекать трясины качаясь на них как на надувном матрасе.

Добравшись наконец до сопки без приключений дошли до места где росла черемша. Интересно как ее тут нашли? В таких дебрях, по меньшей мере в 90 км от поселка. При этом черемша росла вдоль одного невзрачного ключа полосой шириной метров в 20-30. В течении часа-полутора нарезали черемши в рюкзаки и мешки сколько кому надо было и груженые пошли обратно. Я бы даже сказал понуро поплелись. Такая дорога выматывает и не располагает к шуткам и веселью.

Этим вечером, накануне отъезда у нас был шикарный ужин. Тушеное мясо с черемшой, жареная печень.

Обратный путь вниз по течению был намного быстрее и легче. Остановились только у устья Соньёла, перегородили широкую заводь сетью, крутанулись по ней на лодке загнав в сеть приличное количество ленков и хариуса. Перекусили. Я взял топор и выбрав на берегу место хорошо просматриваемое с реки сделал на дереве хорошую затеску, чтобы не промахиваться людям мимо притока, так как его устье неплохо маскировалось в густой растительности. Собравшись мы отправились далее, возвращаясь в поселок выполнив программу максимум - черемша, мясо, рыба. Мать-тайга кормит.

Спасибо за внимание. До новых встреч!