Найти тему
УЕЗДНЫЕ ЗАМЕТКИ

Застроенная память: как были уничтожены кладбища Екатеринбурга близ станции Шарташ

В настоящей заметке предлагаем Вашему вниманию изыскания известного некрополиста и реставратора Екатеринбурга Василия Некрасова о кладбищах, располагавшихся на Сибирском тракте. Часть из статей В. Некрасова, опубликованных в альманахе "Уральская старина", была оцифрована О. Матвеевым и выложена на сайте https://art-oleg.blogspot.com

Майбурова И. Некрасов В.К. на осмотре уничтоженного Рязановского кладбища, 2008.
Майбурова И. Некрасов В.К. на осмотре уничтоженного Рязановского кладбища, 2008.

В. Некрасов пишет: "По Сибирскому тракту недалеко от перекрёстка улиц Декабрис­тов, Восточная в старом Екатеринбурге располагались три кладби­ща. Они почти примыкали друг к другу, и их территории тянулись вдоль тракта. В настоящее время участок старых кладбищ застроен современными домами и зданиями фабрики «Конфи». От [улицы Буторина] в направлении на восток метрах в 50 находилось первое кладбище, так называемое старообрядческое белокриницкого согласия, далее за ним располагалось другое старообрядческое, к которому примыкало единоверческое кладбище с церковью Михаила Архангела.

Схема В. Некрасова из [3].
Схема В. Некрасова из [3].

Стены храма сохранились на территории [современной] фабрики «Конфи». Спасское кладбище также называлось старым Михайловским, и его территория заканчивалась там, где проходит ныне восточная сторона территории фабрики".

Организация Спасского кладбища на Сибирском тракте, по данным В. Некрасова, была указана в завещании Ирины Никитичны Толстиковой, супруги известного купца. После её смерти попечение за обустройством кладбища легло на плечи старосты Спасской церкви - И. В. Верходанова. В 1841 году Городская Дума для увеличения кладбища отвела ещё один участок земли.

По сведениям О.А. Бухаркиной в 1847 году власти Екатеринбурга отвели землю под кладбище с расчетом на погребение усопших двух единоверческих приходов города – Иоанно-Златоустовского (Свято-Троицкого) и Спасского. Но поскольку были споры по поводу погребения единоверцев рядом с другими приходами, то в 1849 году попечитель Спасской церкви купец Иван Верходанов обратился к горному начальнику Екатеринбургских горных заводов с просьбой наметить для них отдельный участок для кладбища. Просьба была удовлетворена только в 1852 году" [5].

Так территория кладбища была поделена на южную и северную. В южной части хоронили как православных, так и единоверцев. Северная часть предназначалась для захоронения старообрядцев [3, 7]. По данным Ю. Боровик, новый участок кладбища был разделен на две части: старообрядческую (для Успенской и Никольской часовень)
и единоверческую (Свято-Троицкого храма). Решением Екатеринбургской городской думы 9 июля 1902 года было расширено место для захоронения старообрядцев Никольской часовни ещё на 8,9 тыс. кв.м. К кладбищу часовенных была прирезана часть, предназначавшаяся для отдельного погребения старообрядцев белокриницкого согласия, а к единоверческому – территория для захоронений еще одной единоверческой общины – Спасской [9]. Здесь были захоронения многих рабочих близлежащих фабрик Злоказовых, Коробейниковых и Макаровых, а также жители построек при станциях Екатеринбург-2 и Екатеринбург-3.

Спасское кладбище и церковь Архангела Михаила. Фото нач. ХХ века с сайта temples.ru
Спасское кладбище и церковь Архангела Михаила. Фото нач. ХХ века с сайта temples.ru

По данным В. Некрасова "в годы революционной смуты вблизи этого кладбища возник воинский мемориал погибшим чехословацким войнам. С западной же стороны кладбища старообрядческого белокриницкого согласия с 1914 года начали хоронить умерших военнопленных австрийской армии..." Возможно, что часть захороненных здесь военнопленных работала на Сибирском гранитном карьере, они делали пешку-шашку для мостовых Екатеринбурга.

Памятник австрийским военнопленным. Сквер обустроен в мае 2019 года
Памятник австрийским военнопленным. Сквер обустроен в мае 2019 года
Надписи на русском и немецком языках
Надписи на русском и немецком языках
Вид сзади
Вид сзади

В 1930 году на Спасском кладбище было запрещено устраивать новые захоронения.В небольшом виде В. Некрасов также приводит впечатления своего отца об этих местах, когда он здесь побывал в 1930-е годы [2]. После Великой Отечественной войны между существующими кладбищами добавился ещё один небольшой некрополь. Это были захоронения отделения при станции Шарташ лагеря для военнопленных № 314 (1945-1949 гг.), чьё управление располагалось в Нижне-Исетске. Не так давно мы публиковали воспоминания Й. Пехмана об отделении этого лагеря при совхозе "Исток".

В. Некрасов пишет, что "в военные годы на упомяну­тых русских кладбищах стали хоронить беженцев, мертвецов, выгру­женных с проходящих эшелонов на станции Шарташ, с двух "Нахало­вок" (?), находившихся на Синих камнях и около поселка ДОК. В об­щем, захоронений прибавилось существенно на всех трёх кладбищах, а казалось, что эти погосты давно закрыты..." [1].

В начале 1950-х годов старое кладбище начали сносить. В. Некрасов вспоминает: "Я не видел, как происходил этот ван­дализм, но наблюдал результаты — экскаваторы делали своё дело. К вечеру, когда утихал транспорт и гулял тёплый ветерок, в этом районе новостройки стоял стойкий смрад. Видимо, тогда санинспекции или не было, или им заткнули рот? Одна интересная деталь заслуживает внимания. Когда экскава­торы делали своё разрушительное дело на старообрядческом клад­бище белокриницкого согласия, то на поверхность появлялись обломки старинных [колод]... При такой колоде в могиле находился ещё комплект посуды, иногда весьма дорогой, и ещё кое-какая домашняя утварь..." [1] Снос некрополей был завершен к середине 1950-х гг. Похожую ситуацию наблюдали и жители пос. Шарташ, когда в то же время начали сносить Сосновское кладбище для постройки поселка геодезистов. В 1995 году был сдан в эксплуатацию дом по адресу Сибирский тракт, 15, который построен на захоронениях военнопленных. 12 августа 2001 года организацией "Воинские мемориалы" здесь был торжественно открыт памятник военнопленным в присутствии французского посла Ф. Седе и зампреда правительства СО С. Спектора [8]. В 2019 году он был реконструирован.

Церковь Архангела Михаила при Спасском кладбище

Церковь Архангела Михаила на Сибирском тракте. Фото нач. ХХ в. с сайта Екатеринбургской епархии
Церковь Архангела Михаила на Сибирском тракте. Фото нач. ХХ в. с сайта Екатеринбургской епархии

При Спасском кладбище также действовала церковь Архангела Михаила. Строительство Церкви здесь было связано с частичным воплощением проекта по созданию мужского единоверческого монастыря в 1849 г. [10] Однако этот проект впоследствии не получил движения, но к постройке Церкви стали готовиться. По данным О.А. Бухаркиной "приход Спасской церкви в 1852 году получил землю в городском выгоне, по левую сторону Сибирского тракта, рядом с уже имеющимся кладбищем Златоустовского храма и местом последнего упокоения старообрядцев. Здесь же был определён и участок для возведения будущего храма.

Кладбищенская церковь строилась на средства екатеринбургского купца Максима Ивановича Коробкова. Максим Коробков родился в 1797 году в купеческой семье, был приверженцем старообрядчества, что не мешало ему вести успешную коммерцию, добывать золото и заниматься общественными делами. - Пишет Ольга Алексеевна. - В 1838 году он принял единоверие, а через шесть лет занял пост екатеринбургского городского головы. Максим Иванович скончался 1 августа 1847 года. В своём завещании он указал определённую сумму на строительство храма на кладбище Спасской единоверческой церкви. Новый приписной каменный храм был возведён в 1865 году, а освящен во имя Михаила Архангела только 9 октября 1888 года по благословенной грамоте свежеизбранного епископа Екатеринбургского и Ирбитского Поликарпа" .

Епископ Поликарп (Розанов). Фото с сайта Екатеринбургской Епархии
Епископ Поликарп (Розанов). Фото с сайта Екатеринбургской Епархии

В. Некрасов странным образом утверждает, что якобы церковь была освещена специально в день столетия перехода Толстикова в единоверие. Однако стоит заметить, что реальные условия для перехода в единоверие появились с 1806 года, когда стала действовать Спасская единоверческая церковь и был приход. "В церкви был устроен трехъярусный иконостас (интересно!). Старостой Спасской единоверческой церкви был екатеринбургский мещанин Александр Васильевич Самарцев. Самый большой колокол весил свыше 155, 5 кг. С южной стороны храма имелся пристрой для проживания сторожа. В юго-восточном углу ограды кладбища находился деревянный, пятистенный дом с надворными постройками" [5]. В советские годы жилые помещения были снесены.

План церкви
План церкви

Священник Спасской (Толстиковской) единоверческой церкви Александр Дягилев в 1900 году о приписной церкви на кладбище писал:

"Богослужение в ней совершается только летом по дням субботним около 20 раз в год и то только для того, чтобы церковь не оставалась без богослужения, так как по дальности расстояния, кроме крайней нужды, молящихся бывает очень мало" [6].

В 1916 г. назначенный в Церкви священник Александр Дамрачеев был откомандирован военным священником на фронт Первой мировой войны [11].

Как указывает О.А. Бухаркина, 27 сентября 1920 года была зарегистрирована община Спасской церкви с председателем Александром Гилёвым, священником Артемием Ведерниковым и 40 прихожанами [5].

Планировка церкви, сер. XIX в.
Планировка церкви, сер. XIX в.

Во время кампании по изъятию церковных ценностей из культового учреждения в 1922 г. было изъято 700 грамм серебра. 10 апреля 1929 года по решению Горсовета Михаило-Архангельская церковь была закрыта и передана под клуб деревообделочного завода "Уральский пролетарий". Решение о закрытии церкви было обосновано тем, что "верующие мало пользовались этой церковью" [4]. По данным О.А. Бухаркиной 16 апреля 1929 года Свердловский окружной исполнительный комитет принял решение о закрытии храма, а 13 мая 1929 года оно было утверждено Уралоблисполкомом [5].

В январе 2011 года собирались начать восстановление разрушенного культового сооружения, но оно до сих пор находится в полуразрушенном состоянии...

Митрохина М.Н. Современное фото Михаило-Архангельской церкви на территории фабрики "Конфи", 2015 г.
Митрохина М.Н. Современное фото Михаило-Архангельской церкви на территории фабрики "Конфи", 2015 г.
Матвеев О. Богослужение внутри церкви, 2019.
Матвеев О. Богослужение внутри церкви, 2019.
Матвеев О. Внутри Михайло-Архангельской церкви, 2019.
Матвеев О. Внутри Михайло-Архангельской церкви, 2019.
Матвеев О. Вид снаружи, 2019.
Матвеев О. Вид снаружи, 2019.
Матвеев О. Внутри храма, 2019.
Матвеев О. Внутри храма, 2019.

Так и получилось, что от старинных кладбищ осталась только церковь, да и она не в лучшем состоянии...

Ссылки:

1) Некрасов В. Новое о старых кладбищах Екатеринбурга // Уральская старина: литературно-краеведческие записки. 2005. Вып. 7. С. 239-241.

2) Некрасов В. Встречи // Уральская старина: литературно-краеведческие записки. 2003. Вып. 5. С. 239-241.

3) Некрасов В. О погостах в Екатеринбурге, современникам неизвестных // Уральская старина: литературно-краеведческие записки. 2007. Вып. 9. С. 270-273.

4) Церковь под клуб // На смену! 10.04.1929.

5) Бухаркина О.А. К истории Михайло-Архангельской кладбищенской церкви г. Екатеринбурга // Православие на Урале: вехи истории: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Екатеринбург: УЦИО, 2012. http://gaso-ural.ru/publikacii/izdaniya/pravoslavie-na-urale

6) Дягилев А. Краткие исторические сведения об Екатеринбургской Спасской единоверческой церкви // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1900. Вып. 13. С. 412-415.

7) Некрасов В. Некрополи старого Екатеринбурга // Уральская старина: литературно-краеведческие записки. 2000. Вып. 4. С. 238-247.

8) Екатеринбург. 12 августа в Екатеринбурге был открыт памятный знак погибшим австрийским военнопленным //Новый день. 13.08.2001.

https://newdaynews.ru/aen/16_25573.html

9) Боровик Ю.В. Старообрядцы уральского города во второй половине XIX - нач. ХХ в.: конфессиональное сообщество и семья Екатеринбурга. Дисс ... докт. ист. наук. Екатеринбург, 2019.

10) По плану ВЫсочайше утвержденному... // ЕЕВ, 1906. Вып. 16.

11) Военные священники // ЕЕВ, 1916. Вып. 28.