В настоящей заметке предлагаем Вашему вниманию изыскания известного некрополиста и реставратора Екатеринбурга Василия Некрасова о кладбищах, располагавшихся на Сибирском тракте. Часть из статей В. Некрасова, опубликованных в альманахе "Уральская старина", была оцифрована О. Матвеевым и выложена на сайте https://art-oleg.blogspot.com
В. Некрасов пишет: "По Сибирскому тракту недалеко от перекрёстка улиц Декабристов, Восточная в старом Екатеринбурге располагались три кладбища. Они почти примыкали друг к другу, и их территории тянулись вдоль тракта. В настоящее время участок старых кладбищ застроен современными домами и зданиями фабрики «Конфи». От [улицы Буторина] в направлении на восток метрах в 50 находилось первое кладбище, так называемое старообрядческое белокриницкого согласия, далее за ним располагалось другое старообрядческое, к которому примыкало единоверческое кладбище с церковью Михаила Архангела.
Стены храма сохранились на территории [современной] фабрики «Конфи». Спасское кладбище также называлось старым Михайловским, и его территория заканчивалась там, где проходит ныне восточная сторона территории фабрики".
Организация Спасского кладбища на Сибирском тракте, по данным В. Некрасова, была указана в завещании Ирины Никитичны Толстиковой, супруги известного купца. После её смерти попечение за обустройством кладбища легло на плечи старосты Спасской церкви - И. В. Верходанова. В 1841 году Городская Дума для увеличения кладбища отвела ещё один участок земли.
По сведениям О.А. Бухаркиной в 1847 году власти Екатеринбурга отвели землю под кладбище с расчетом на погребение усопших двух единоверческих приходов города – Иоанно-Златоустовского (Свято-Троицкого) и Спасского. Но поскольку были споры по поводу погребения единоверцев рядом с другими приходами, то в 1849 году попечитель Спасской церкви купец Иван Верходанов обратился к горному начальнику Екатеринбургских горных заводов с просьбой наметить для них отдельный участок для кладбища. Просьба была удовлетворена только в 1852 году" [5].
Так территория кладбища была поделена на южную и северную. В южной части хоронили как православных, так и единоверцев. Северная часть предназначалась для захоронения старообрядцев [3, 7]. По данным Ю. Боровик, новый участок кладбища был разделен на две части: старообрядческую (для Успенской и Никольской часовень)
и единоверческую (Свято-Троицкого храма). Решением Екатеринбургской городской думы 9 июля 1902 года было расширено место для захоронения старообрядцев Никольской часовни ещё на 8,9 тыс. кв.м. К кладбищу часовенных была прирезана часть, предназначавшаяся для отдельного погребения старообрядцев белокриницкого согласия, а к единоверческому – территория для захоронений еще одной единоверческой общины – Спасской [9]. Здесь были захоронения многих рабочих близлежащих фабрик Злоказовых, Коробейниковых и Макаровых, а также жители построек при станциях Екатеринбург-2 и Екатеринбург-3.
По данным В. Некрасова "в годы революционной смуты вблизи этого кладбища возник воинский мемориал погибшим чехословацким войнам. С западной же стороны кладбища старообрядческого белокриницкого согласия с 1914 года начали хоронить умерших военнопленных австрийской армии..." Возможно, что часть захороненных здесь военнопленных работала на Сибирском гранитном карьере, они делали пешку-шашку для мостовых Екатеринбурга.
В 1930 году на Спасском кладбище было запрещено устраивать новые захоронения.В небольшом виде В. Некрасов также приводит впечатления своего отца об этих местах, когда он здесь побывал в 1930-е годы [2]. После Великой Отечественной войны между существующими кладбищами добавился ещё один небольшой некрополь. Это были захоронения отделения при станции Шарташ лагеря для военнопленных № 314 (1945-1949 гг.), чьё управление располагалось в Нижне-Исетске. Не так давно мы публиковали воспоминания Й. Пехмана об отделении этого лагеря при совхозе "Исток".
В. Некрасов пишет, что "в военные годы на упомянутых русских кладбищах стали хоронить беженцев, мертвецов, выгруженных с проходящих эшелонов на станции Шарташ, с двух "Нахаловок" (?), находившихся на Синих камнях и около поселка ДОК. В общем, захоронений прибавилось существенно на всех трёх кладбищах, а казалось, что эти погосты давно закрыты..." [1].
В начале 1950-х годов старое кладбище начали сносить. В. Некрасов вспоминает: "Я не видел, как происходил этот вандализм, но наблюдал результаты — экскаваторы делали своё дело. К вечеру, когда утихал транспорт и гулял тёплый ветерок, в этом районе новостройки стоял стойкий смрад. Видимо, тогда санинспекции или не было, или им заткнули рот? Одна интересная деталь заслуживает внимания. Когда экскаваторы делали своё разрушительное дело на старообрядческом кладбище белокриницкого согласия, то на поверхность появлялись обломки старинных [колод]... При такой колоде в могиле находился ещё комплект посуды, иногда весьма дорогой, и ещё кое-какая домашняя утварь..." [1] Снос некрополей был завершен к середине 1950-х гг. Похожую ситуацию наблюдали и жители пос. Шарташ, когда в то же время начали сносить Сосновское кладбище для постройки поселка геодезистов. В 1995 году был сдан в эксплуатацию дом по адресу Сибирский тракт, 15, который построен на захоронениях военнопленных. 12 августа 2001 года организацией "Воинские мемориалы" здесь был торжественно открыт памятник военнопленным в присутствии французского посла Ф. Седе и зампреда правительства СО С. Спектора [8]. В 2019 году он был реконструирован.
Церковь Архангела Михаила при Спасском кладбище
При Спасском кладбище также действовала церковь Архангела Михаила. Строительство Церкви здесь было связано с частичным воплощением проекта по созданию мужского единоверческого монастыря в 1849 г. [10] Однако этот проект впоследствии не получил движения, но к постройке Церкви стали готовиться. По данным О.А. Бухаркиной "приход Спасской церкви в 1852 году получил землю в городском выгоне, по левую сторону Сибирского тракта, рядом с уже имеющимся кладбищем Златоустовского храма и местом последнего упокоения старообрядцев. Здесь же был определён и участок для возведения будущего храма.
Кладбищенская церковь строилась на средства екатеринбургского купца Максима Ивановича Коробкова. Максим Коробков родился в 1797 году в купеческой семье, был приверженцем старообрядчества, что не мешало ему вести успешную коммерцию, добывать золото и заниматься общественными делами. - Пишет Ольга Алексеевна. - В 1838 году он принял единоверие, а через шесть лет занял пост екатеринбургского городского головы. Максим Иванович скончался 1 августа 1847 года. В своём завещании он указал определённую сумму на строительство храма на кладбище Спасской единоверческой церкви. Новый приписной каменный храм был возведён в 1865 году, а освящен во имя Михаила Архангела только 9 октября 1888 года по благословенной грамоте свежеизбранного епископа Екатеринбургского и Ирбитского Поликарпа" .
В. Некрасов странным образом утверждает, что якобы церковь была освещена специально в день столетия перехода Толстикова в единоверие. Однако стоит заметить, что реальные условия для перехода в единоверие появились с 1806 года, когда стала действовать Спасская единоверческая церковь и был приход. "В церкви был устроен трехъярусный иконостас (интересно!). Старостой Спасской единоверческой церкви был екатеринбургский мещанин Александр Васильевич Самарцев. Самый большой колокол весил свыше 155, 5 кг. С южной стороны храма имелся пристрой для проживания сторожа. В юго-восточном углу ограды кладбища находился деревянный, пятистенный дом с надворными постройками" [5]. В советские годы жилые помещения были снесены.
Священник Спасской (Толстиковской) единоверческой церкви Александр Дягилев в 1900 году о приписной церкви на кладбище писал:
"Богослужение в ней совершается только летом по дням субботним около 20 раз в год и то только для того, чтобы церковь не оставалась без богослужения, так как по дальности расстояния, кроме крайней нужды, молящихся бывает очень мало" [6].
В 1916 г. назначенный в Церкви священник Александр Дамрачеев был откомандирован военным священником на фронт Первой мировой войны [11].
Как указывает О.А. Бухаркина, 27 сентября 1920 года была зарегистрирована община Спасской церкви с председателем Александром Гилёвым, священником Артемием Ведерниковым и 40 прихожанами [5].
Во время кампании по изъятию церковных ценностей из культового учреждения в 1922 г. было изъято 700 грамм серебра. 10 апреля 1929 года по решению Горсовета Михаило-Архангельская церковь была закрыта и передана под клуб деревообделочного завода "Уральский пролетарий". Решение о закрытии церкви было обосновано тем, что "верующие мало пользовались этой церковью" [4]. По данным О.А. Бухаркиной 16 апреля 1929 года Свердловский окружной исполнительный комитет принял решение о закрытии храма, а 13 мая 1929 года оно было утверждено Уралоблисполкомом [5].
В январе 2011 года собирались начать восстановление разрушенного культового сооружения, но оно до сих пор находится в полуразрушенном состоянии...
Так и получилось, что от старинных кладбищ осталась только церковь, да и она не в лучшем состоянии...
Ссылки:
1) Некрасов В. Новое о старых кладбищах Екатеринбурга // Уральская старина: литературно-краеведческие записки. 2005. Вып. 7. С. 239-241.
2) Некрасов В. Встречи // Уральская старина: литературно-краеведческие записки. 2003. Вып. 5. С. 239-241.
3) Некрасов В. О погостах в Екатеринбурге, современникам неизвестных // Уральская старина: литературно-краеведческие записки. 2007. Вып. 9. С. 270-273.
4) Церковь под клуб // На смену! 10.04.1929.
5) Бухаркина О.А. К истории Михайло-Архангельской кладбищенской церкви г. Екатеринбурга // Православие на Урале: вехи истории: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Екатеринбург: УЦИО, 2012. http://gaso-ural.ru/publikacii/izdaniya/pravoslavie-na-urale
6) Дягилев А. Краткие исторические сведения об Екатеринбургской Спасской единоверческой церкви // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1900. Вып. 13. С. 412-415.
7) Некрасов В. Некрополи старого Екатеринбурга // Уральская старина: литературно-краеведческие записки. 2000. Вып. 4. С. 238-247.
8) Екатеринбург. 12 августа в Екатеринбурге был открыт памятный знак погибшим австрийским военнопленным //Новый день. 13.08.2001.
https://newdaynews.ru/aen/16_25573.html
9) Боровик Ю.В. Старообрядцы уральского города во второй половине XIX - нач. ХХ в.: конфессиональное сообщество и семья Екатеринбурга. Дисс ... докт. ист. наук. Екатеринбург, 2019.
10) По плану ВЫсочайше утвержденному... // ЕЕВ, 1906. Вып. 16.
11) Военные священники // ЕЕВ, 1916. Вып. 28.