Интересно, многие ли из нас реагируют на начало поста с нелицимерной радостью? Чтобы вместо «Эх, опять мяса не есть, вина не пить, в кино не ходить» воскликнуть (в душе, конечно): «Ура, наконец-то я смогу больше молиться и чаще ходить в храм, наконец-то я смогу проверить свою телесную и душевную выносливость, проверить, где у меня слабина». Не буду обобщать, но многие воспринимают пост как нечто грустное, как какую-то тяжелую обязанность, как повинность. Впрочем, многие также относятся к походу в храм и к личной молитве. Это очень печально, ведь это указывает на наше длящееся рабство этому миру. Принято считать, что не есть мяса — это тяжело, поэтому мы так считаем. Принято в миру считать, что молиться — это тяжелый и бессмысленный труд. Мы и молимся как из-под палки. В идеале же и пост и молитва нужно воспринимать с радостью. Многое в нашей жизни дается тяжело, но при этом приносит удовольствие. Например, дальний поход в горы или в лес, утренняя пробежка, работа в собственном саду, ремонт в квартире, изучение иностранных языков и многое другое. Мы знаем, что все эти вещи принесут пользу нашему здоровью, разовьют наш интеллект или просто улучшат наш быт. Но ведь молитва и пост тем более сделают нас лучше.
Часто сравнивают пост, и Рождественский пост тоже, с длинной дорогой. Но это не хайвей, по которому очень просто идти, но очень неприятно — пахнет бензином, на обочинах или мусор или скучный гравий, окружающаяся действительность «причесана» для транспортных нужд. Мы тоже часто так относимся к посту — как к накатанной дороге, по которой можно легко и быстро проехать несмотря по сторонам. Выполнил требования устава, прочитал нужные молитвы — вот и весь пост. Но в древности дороги были совсем другими. Не было никаких хайвеев, кроме парочки-другой, построенной для римских легионов. Все путешественники, торговцы и миссионеры перемещались по тропинкам и проселочным дорогам, извилистым, неустроенным, с кучей выбоин и других естественных препятствий. По такой дороге очень сложно идти, зато интересно. Каждое путешествие сродни приключению. Таким должен быть и наш пост: радостным, осмысленным, направленным на постепенное и реальное изменение нашего внутреннего мира. Как писал протоиерей Валентин Амфитеатров: «Пусть каждый из нас поставит за необходимость стремление к высшим духовным наслаждениям. В них, только в них и небо, и вечность, и рай, и самые люди как ангелы. Эти наслаждения чистые и святые; они успокоительно ведут человека посреди сени смертной: они вожделенное отечество нам подают, рая паки жителей нас сотворяя».