Гермес (в римском пантеоне Меркурий) известен в первую очередь, как древнегреческий бог торговли и посредничества. Также он передавал послания от олимпийцев людям, поэтому на его ногах крылатые сандалии, позволяющие быстро перемещаться между небом и землёй. Согласно распространённой версии, Гермес – сын Зевса и титаниды Майи, одной из сестёр Плеяд. Отсюда его двойственный характер и близость к людям, которой нет у других богов. Гермес считается самым многогранным среди олимпийцев и наделён множеством разнообразных функций.
Покровитель животноводства
В самых ранних древнегреческих источниках Гермес упоминается как хтоническое божество земледельцев, скотоводов и пастухов. Он покровительствовал разведению любых домашних животных, в том числе коз, лошадей и даже мулов. Защищал скот от падежа и болезней, способствовал увеличению приплода.
Во время выпаса стада или его перегона с пастбища на пастбище, Гермес отгонял волков, львов, диких кабанов и крупных хищных птиц, тем самым сохраняя поголовье. В то же время он покровительствовал и ворам, угонявшим домашний скот. Ещё в младенческом возрасте Гермес похитил коров у своего сводного брата Аполлона. Сделал он это так хитро, что солнечный бог – старший сын Зевса, с трудом отыскал пропажу. Однако вместо того, чтобы вернуть похищенных коров, младенец сделал прекрасную лиру, за которую Аполлон уже добровольно согласился отдать всё стадо.
Пастырь
Как покровителя пастухов, божество особенно почитали в Танагре и Беотии. Сакральные празднества – гермеи, здесь посвящались Гермесу-Криофору(«несущему барана). По преданьям, во время чумы, он поднял животное на плечи и обошёл вокруг городских стен, тем самым остановив эпидемию. Этот эпизод воспроизводили на празднике, когда красивый юноша с ягнёнком (реже телёнком) проходил по улицам во главе торжественной процессии, а затем направлялся к храмовому алтарю. Там животное приносили в жертву, чтобы защитить город от болезней, войн, засухи и голода.
Гермес-пастух воспринимается и как пастырь, духовный проводник человечества. Статуи Криофора были распространены по всему Средиземноморью и, впоследствии, оказали влияние на христианскую иконографию. В частности, Иисуса Христа также называли «пастырем добрым».
Изобретатель деревенских инструментов
Ещё в младенчестве Гермес-пастух изготовил из панциря черепахи лиру, а затем из ветки вырезал пастушью свирель. Несмотря на простоту и грубость этих инструментов, их звучание пришлось по вкусу взыскательному богу искусств Аполлону. Гермес-пастух научил людей бывать огонь трением, а также придумал коновязь, пограничные столбы и ограду для загонов.
Вестник богов
С его возможностью пересекать любые границы, Гермес был наделён полномочиями доставлять послания высших богов, в первую очередь, Зевса. Атрибуты этой ипостаси – крылатая шапочка или сандалии, а также золотой посох кадуцей (керикион), обвитый двумя змеями. Последние символизировали единство противоположностей и умение договариваться мирно.
Кадуцей использовали для дипломатической защиты. Его же носили гонцы и глашатаи, поэтому их называли «кериксами».
Покровитель вещих птиц
Птицы часто становились посланниками богов, их действия служили знамением. Неудивительно, что Аполлон передал крылатых вестников под покровительство Гермеса.
Бог хитрости и коварства
Отличаясь изобретательностью и смекалкой, Гермес ловко запутывал и богов-олимпийцев, и людей. Чтобы добиться своих целей, он не брезговал обманом, лукавыми словами и ложными убеждениями. Покровительствовал бесчестным уловкам торговцев, воров и мошенников. Часть гермесовских атрибутов украдена у других небожителей: в разное время он похитил трезубец Посейдона, боевой меч Ареса и золотые стрелы Аполлона.
Все махинации Гермес осуществлял легко и виртуозно, поэтому редко расплачивался за них. Также он насылал сон, когда ему нужно было усыпить чью-то бдительность. В сакральной традиции, это божество олицетворяет ум, который следуя своими путями, попадает в сети иллюзий и совершает ошибки.
Покровитель торговли и купцов
Свою первую сделку Гермес-торговец заключил ещё в младенчестве, когда Аполлон отдал ему за лиру собственных священных коров. Обладая уникальным красноречием и умело играя на человеческих слабостях, он мог продать любой товар – и действительно высококачественный, и весьма сомнительный. Покровительство торговле стало естественным продолжением земледельческих и животноводческих функций божества. Поскольку сельскохозяйственная продукция, а также домашний скот поставлялись на рынок для продажи.
Гермесу-торговцу человечество обязано системой мер и весов, а также введением понятия прибыли. Один из его атрибутов – мешочек (кошелёк) с деньгами. В ипостаси покровителя торговли, мог указывать клады и полезные ископаемые, в том числе золотоносные руды.
Бог красноречия, риторики и письма
Гермес-Логий перекликается с египетским Тотом, либо, согласно некоторым историкам, речь идёт об одном и том же божестве. Считается изобретателем первого греческого алфавита и письменности(клинописи). Многочисленные глиняные таблички с её образцами, которые археологи датируют примерно XVI – XIV в до н. э., содержали опись имущества состоятельных купцов, а также перечень проданных и купленных товаров.
Обладая даром красноречия, проворный олимпиец покровительствовал ораторам, вместе с богиней памяти Мнемозиной. Кроме того, он считался божеством глашатаев, уличных зазывал и аферистов, которые пользуются уговорами как оружием. Обучал всевозможным уловкам и хитростям, что сегодня назвали бы креативным мышлением.
Ряд древнегреческих историков связывает с Гермесом-Логием миф о вавилонском столпотворении. Подобно еврейскому Яхве, он, якобы, разделил и смешал языки, после чего разные народности перестали понимать друг друга. До этого люди говорили на одном наречии и подчинялись верховной власти Зевса.
Бог дорог, путешествий и гостеприимства
Пограничные участки в Древней Греции обозначались грудой камней, которая считалась священной. Путники, проходя по дороге, ведущей из одной области (деме) в другую, обязательно добавляли к сооружению ещё один «строительный кирпичик» или приносили жертву богам-покровителям.
Позднее на камнях стали устанавливать придорожные столбы – гермы. Они имели квадратное сечение, поскольку священным числом Гермеса была четвёрка. Верхняя часть такого пограничного знака заканчивалась головой божества, а примерно посередине изображался фаллос, напоминавший о связи с культом плодородия. Гермес-покровитель купцов и вестников, а также самих дорог, со временем приобрёл функции защитника всех путешественников. Вместе с Зевсом он почитался как бог гостеприимства и награждал хозяев за радушный приём.
Охраняя дороги, помогал странникам определиться с направлением. В реальности, на гермах, установленных на перекрёстках или границах деме, делали указательные надписи и отмечали расстояния между населёнными пунктами. Столбы также помещали перед входом в храмы, общественные, а иногда и жилые здания, в качестве оберега. Особое распространение эта традиция получила в Афинах.