Найти в Дзене
Пьяный Каштан

На грани

Мировая экономика переживает кризис. Государственное вмешательство в размере нескольких триллионов долларов - единственное, что может предотвратить глобальный коллапс в новую великую депрессию.
Этот кризис носит структурный, а не циклический характер. В основе его лежит тот факт, что мировое производство, увеличенное за счет безграничных кредитов, деноминированных в бумажных деньгах, значительно

Мировая экономика переживает кризис. Государственное вмешательство в размере нескольких триллионов долларов - единственное, что может предотвратить глобальный коллапс в новую великую депрессию.

Этот кризис носит структурный, а не циклический характер. В основе его лежит тот факт, что мировое производство, увеличенное за счет безграничных кредитов, деноминированных в бумажных деньгах, значительно превышает потребление, которое может быть профинансировано за счет доходов людей, составляющих население мира. Правительства всего мира заимствуют, печатают и тратят беспрецедентные масштабы, чтобы поглотить глобальные избыточные мощности (и предотвратить снижение цен на активы), но эти меры не могут продолжаться бесконечно. Структура мировой экономики нестабильна и неустойчива. Катастрофический экономический кризис может быть неизбежен.

Глобализация оказала сильное понижающее давление на ставки заработной платы в промышленно развитых странах в то время, когда отказ от надежных денег спровоцировал взрыв кредита, который позволил промышленному производству во всем мире стремительно расти. В развивающихся странах созданы десятки миллионов новых рабочих мест в обрабатывающей промышленности, но неблагоприятные демографические тенденции не позволили повысить заработную плату. Преобладающая ставка заработной платы в производственном секторе составляет примерно 5 долларов в день в большинстве развивающихся стран. Чтобы представить эту структуру заработной платы в перспективе, примите во внимание, что два миллиарда из семи миллиардов людей в мире живут менее чем на 2 доллара в день. Таким образом, этот кризис следует понимать с точки зрения избыточного производства по сравнению с покупательной способностью.

В период с 1970 по 2008 год отношение совокупного кредита к ВВП выросло со 170% до 370% в Соединенных Штатах, поскольку американские потребители оказались вовлечены в культуру кредитования. Быстрая кредитная экспансия способствовала возникновению пузырей цен на активы в акциях и собственности, что позволило американцам продолжать тратить больше каждый год, даже несмотря на то, что средние ставки заработной платы остались на прежнем уровне. Кредитный бум позволил американскому общественному договору, основанному на неуклонном росте благосостояния, остаться нетронутым, несмотря на нисходящее давление глобализации на заработную плату. Потребление, финансируемое за счет кредитов, привело к увеличению импорта в США. Остальной мир отреагировал расширением промышленного производства для продажи на рынке США.

В 2008 году, когда частный сектор США стал неспособен поддерживать свою долговую нагрузку, движущая сила глобального роста, потребление в США, пошла вспять, мировая торговля рухнула, а мировая экономика приблизилась к катастрофе. Правительства вмешались и поймали рушащуюся мировую экономику в сети безопасности, сплетенной из эквивалента триллионов долларов дефицитных расходов и еще триллионов долларов новых сфабрикованных денег. Мировой спрос поддерживался государственными расходами и трансфертными платежами; обанкротившиеся банки стали здоровыми благодаря доступу к свободным деньгам центральных банков; а цены на активы поддерживались за счет достаточной ликвидности. И вот где мы находимся сегодня, на государственном жизнеобеспечении.

Есть сразу две проблемы. Во-первых, государственное вмешательство неустойчиво. Во-вторых, ничего не делается для устранения причин кризиса: изъянов глобальной денежно-кредитной и торговой надстройки и недостаточного совокупного спроса. Правительства смогут проводить дефицитные расходы в текущих масштабах только в течение нескольких лет, прежде чем государственный сектор станет таким же банкротом, как и частный сектор; и если ФРС и другие центральные банки по всему миру продолжат нынешние темпы количественного смягчения (то есть печатания денег), их валюты потеряют всякую ценность в течение десятилетия.

Этот кризис не закончится до тех пор, пока структурные дефекты, вызвавшие его, не будут исправлены. Это потребует создания новой международной валютной системы, предназначенной для предотвращения значительных и устойчивых торговых дисбалансов между странами. Долларовый стандарт, нынешняя международная валютная система, по своей сути несовершенен, потому что в нем отсутствует какой-либо механизм для обеспечения сбалансированной торговли. Этот недостаток является причиной роста глобальных дисбалансов, лежащих в основе этого кризиса.

Затем разрыв между производительностью мира и уровнем дохода, доступного для финансирования потребления, должен быть заполнен за счет увеличения дохода. Альтернативой, значительно сниженной продуктивностью, является само определение депрессии. В настоящее время никаких шагов в этом направлении не предпринимается. Заработная плата в развивающихся странах застряла на уровне 5 долларов в день; и заниженная заработная плата там оказывает понижающееся давление на заработную плату повсюду.

Соединенные Штаты - крупнейшая экономика мира, на долю которой приходится более 20% мирового ВВП. Безработица там почти 10%. Экономика США больше не является жизнеспособной, потому что ставки заработной платы в производственном секторе США в 40 раз выше, чем ставки заработной платы в развивающихся странах. Нет никаких признаков того, что у какой-либо политической партии есть стратегия, которая могла бы обратить вспять стремительный экономический спад страны. Протекционистская реакция на свободную торговлю становится все более неизбежной.

Торговые тарифы США были бы плохими для Америки, ужасными для мира и катастрофическими для Китая и всех других стран, зависящих от роста за счет экспорта. Важно понимать, что какими бы серьезными ни были проблемы, с которыми сталкиваются Соединенные Штаты, проблемы, с которыми сталкивается Китай, еще хуже. США не могут производить столько, сколько потребляют, но Китай - и большинство других экономик, ориентированных на экспорт, - не могут потреблять столько, сколько производят. Если международная торговля рухнет, производство в Китае упадет, безработица вырастет, а политические волнения взорвутся.

И еще кое-что. Кризис в мировой финансовой системе далек от разрешения. Глобальная банковская индустрия может оказаться настолько уязвимой для токсичных активов, которые она сама создала, что ее просто невозможно спасти. Отрасль создала производные финансовые инструменты на сумму около 700 триллионов долларов, что эквивалентно стоимости всего, что было произведено на Земле за последние 20 лет. Общеизвестно, что эти финансовые инструменты использовались для незаконного манипулирования счетами многих крупных корпораций. Возможно, это только вопрос времени, когда убытки (и мошенничество), связанные со «структурированным финансированием», станут известны в таком масштабе, по сравнению с которым Берни Мэдофф будет выглядеть как негодяй из маленького городка.

Сдержанный рост кредита, неэффективное управление торговлей, дерегулирование финансового сектора и множество других политических ошибок поставили мир на грань катастрофы. Чтобы предотвратить крах мировой экономики, директивные органы должны противостоять структурной природе этого кризиса и быстро реализовать агрессивную стратегию реструктуризации и восстановления баланса в мировой экономике. Это можно сделать, но существует только окно возможностей от пяти до десяти лет. По истечении этого срока финансовые ресурсы, имеющиеся в настоящее время у правительств для финансирования этого перехода, будут исчерпаны, и глобальная экономическая катастрофа с неописуемыми геополитическими последствиями станет неизбежной.