Найти в Дзене
Малыш Всезнайка

Как родители влияют на успешность обучения младших школьников?

Поступая в школу, ребенок сталкивается с необходимостью изучать различные предметы, общаться с учениками и педагогами.
Удастся ли ему освоить все эти "премудрости"?
Для начала следует определиться с тем, а что такое успех обучения.
Оглавление

Современная #жизнь обуславливает интенсивную нагрузку на детей. Поступая в школу, ребенок сталкивается с необходимостью изучать различные предметы, общаться с учениками и педагогами.

Удастся ли ему освоить все эти "премудрости"? От чего зависит успех в обучении? Как помочь ребенку выдержать школьную нагрузку?

Для начала следует определиться с тем, а что такое успех обучения.

Что такое успешность обучения?

Фото из личных архивов
Фото из личных архивов

Измерять #успех обучения только школьной успеваемостью некорректно. Да, оценки и соответствие стандартам обучения - важный параметр. Но кроме этого есть и другие параметры:

  • Субъективная #оценка собственной деятельности. Это то, как сам ребенок оценивает свою учёбу. Для некоторых детей получить "тройку" за предмет - уже само по себе #счастье. А для некоторых "пять с минусом" - трагедия. И важно, чтобы ребенок адекватно оценивал свои успехи и силы.
  • Психическое состояние ребенка при учёбе. Если ребенок учится на отлично, но при этом перегружается, постоянно стрессует - разве можно назвать это успехом в полной мере?

Итак, успешность, включает несколько параметров: усвоение учебной программы (успеваемость), удовольствие от учёбы (эмоциональная составляющая) и адекватная оценка своих результатов (рациональная составляющая).

Какие факторы влияют на учёбу младшеклассника?

Младший школьный возраст (с 6 до 10 лет) является одним из самых сложных и значимых для ребенка.

А вы думали, кактусам легко?
А вы думали, кактусам легко?

Начало школьной жизни зачастую совпадает с кризисом семи лет. Данные период характеризуется усложнением эмоционально-волевой сферы, сменой ведущей деятельности с игровой на учебную, переоценкой своего места в мире. На успешность школьного обучения могут негативно повлиять такие факторы как психологическая неготовность к школе (личностная и/или интеллектуальная), трудная #адаптация (утомляемость и т.н. «школьный шок»). Поэтому, следует учитывать, что уровень умственного развития – лишь один из факторов, связанных с успеваемостью и не всегда напрямую связан с оценками, которые получает школьник.

По Д.Б. Эльконину, неотъемлемыми компонентами обучения является контроль и оценка. При этом младшие школьники испытывают трудности в контроле деятельности и объективной оценке своей работы, т.к. волевые процессы ещё формируются и в сознании отсутствуют нормативные критерии оценки результата. Ребенок отвлекается, теряет интерес к заданиям, оценивает не результат, а усилия.

Т.е. если он старался - он уже молодец. И, получив, низкую оценку, обижаются на учителя и школу.

Низкие оценки снижают уверенность ребёнка в себе, в своих способностях и даже возможности завести много друзей. Взаимоотношения со сверстниками выстраиваются на отношении успешности обучения, обуславливая социальную успешность («отличники» - авторитеты, «двоечники» - изгои). Соответственно, успешность обучения в данном возрасте становится важнейшим показателем успешности личности в целом.

В общем виде, на успешность обучения младшеклассника влияют:

1. Личные качества ребенка:

  • Психологическое здоровье
  • Физическое здоровье
  • Готовность к школе

2. Качества близкого окружения:

  • Отношения в семье
  • Положение семьи в социуме
  • Отношение родителей к учёбе

3. Качества процесса обучения:

  • Личность педагога
  • Интерес к предмету
  • Отношения с одноклассниками

При этом, компетентность родителей в вопросах воспитания и развития, характер взаимоотношений в семье, стратегия семейного воспитания ребенка являются решающими факторами успешности обучения,

Как родители могут повлиять на успешность ребенка - в младших классах и в жизни?

Наилучшая родительская позиция обязана соответствовать трем ключевым факторам: адекватности, эластичности и прогностичности.

-3

Адекватность – понятие, указывающее на соответствие, равенство, эквивалентность; сходство идеального образа и объекта. В данном случае можно сказать, что адекватность детско-родительских отношений в понимании успешности обучения выражается в понимании места и значимости учёбы в жизни ребенка, признания не только его оценок, но и усилий в обучении.

Эластичность – свойство отношений, противоположное ригидности (жесткости). Оно указывает на выбор методов и средств воспитания, ориентирующихся и меняющихся в зависимости от ситуации. При изменении интересов, мотивации, ситуации должны меняться и отношения, оценка действий, методы воспитания.

Прогностичность – способность ориентироваться на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это способность взрослого проявлять инициативу и своевременно изменять подход к воспитанию и развитию ребенка с учетом перспектив его развития.

Целесообразно применять следующие рекомендации по воспитанию и развитию отношений с детьми:

Поддержание психологического здоровья:

  • сформируйте подходящую психологическую среду, сочетающую разумный контроль, проявление инициативы, обязанности и права;
  • не конфликтуйте в присутствии ребенка – это отрицательно сказывается на мотивации к учёбе и приводит к тревоге.

Поддержание физического здоровья:

  • подберите для ребенка подходящий уровень физической активности. Важно, чтобы нагрузка не приводила к переутомлению;
  • убедитесь, что питание ребенка соответствует его потребностям, а потребляемые продукты соответствующего качества;
  • обеспечьте достаточный уровень тишины и освещения при учёбе и сне;
  • пройдите с ребенком медосмотр, чтобы выявить особенности здоровья и адаптировать учебный процесс под возможности ребенка.
-4

Готовность к школе:

  • убедитесь в том, что ребенок готов к школе не только интеллектуально, но и личностно (может взаимодействовать с детьми в контексте учёбы);
  • если ребенок не успевает по учебной программе, следует рассмотреть дополнительные занятия с репетитором, либо облегченную программу.

Семейные отношения:

  • уделяйте детям время не только в обучении, но и в игре;
  • проводите время с детьми, демонстрируйте интерес к делам ребенка;
  • обсуждайте с детьми цели школы, сложности, которые могут возникнуть в процессе обучения.

Отношение к учёбе:

  • демонстрируйте сбалансированный подход к обучению. Важно не только получать хорошие оценки, но и прилагать усилия для учебы. Важно вникать в смысл обучения, а не в механическое заучивание;
  • показывайте, что учёба – это важно, в том числе и собственным отношением. Дети повторяют то, что видят;
  • не ругайте ребенка за плохие оценки. Хвалите за усилия и отмечайте успехи.

Успешность обучения – сложное комплексное понятие, включающее разнообразные факторы. Чтобы эффективно использовать возможности обучения и способности ребенка, следует создать ему соответствующую среду. Сделать это могут родители, так как именно они имеют особую значимость и влияние в жизни младшего школьника.

Подписывайтесь на канал и узнавайте больше о развитии детей!