Современная #жизнь обуславливает интенсивную нагрузку на детей. Поступая в школу, ребенок сталкивается с необходимостью изучать различные предметы, общаться с учениками и педагогами.
Удастся ли ему освоить все эти "премудрости"? От чего зависит успех в обучении? Как помочь ребенку выдержать школьную нагрузку?
Для начала следует определиться с тем, а что такое успех обучения.
Что такое успешность обучения?
Измерять #успех обучения только школьной успеваемостью некорректно. Да, оценки и соответствие стандартам обучения - важный параметр. Но кроме этого есть и другие параметры:
- Субъективная #оценка собственной деятельности. Это то, как сам ребенок оценивает свою учёбу. Для некоторых детей получить "тройку" за предмет - уже само по себе #счастье. А для некоторых "пять с минусом" - трагедия. И важно, чтобы ребенок адекватно оценивал свои успехи и силы.
- Психическое состояние ребенка при учёбе. Если ребенок учится на отлично, но при этом перегружается, постоянно стрессует - разве можно назвать это успехом в полной мере?
Итак, успешность, включает несколько параметров: усвоение учебной программы (успеваемость), удовольствие от учёбы (эмоциональная составляющая) и адекватная оценка своих результатов (рациональная составляющая).
Какие факторы влияют на учёбу младшеклассника?
Младший школьный возраст (с 6 до 10 лет) является одним из самых сложных и значимых для ребенка.
Начало школьной жизни зачастую совпадает с кризисом семи лет. Данные период характеризуется усложнением эмоционально-волевой сферы, сменой ведущей деятельности с игровой на учебную, переоценкой своего места в мире. На успешность школьного обучения могут негативно повлиять такие факторы как психологическая неготовность к школе (личностная и/или интеллектуальная), трудная #адаптация (утомляемость и т.н. «школьный шок»). Поэтому, следует учитывать, что уровень умственного развития – лишь один из факторов, связанных с успеваемостью и не всегда напрямую связан с оценками, которые получает школьник.
По Д.Б. Эльконину, неотъемлемыми компонентами обучения является контроль и оценка. При этом младшие школьники испытывают трудности в контроле деятельности и объективной оценке своей работы, т.к. волевые процессы ещё формируются и в сознании отсутствуют нормативные критерии оценки результата. Ребенок отвлекается, теряет интерес к заданиям, оценивает не результат, а усилия.
Т.е. если он старался - он уже молодец. И, получив, низкую оценку, обижаются на учителя и школу.
Низкие оценки снижают уверенность ребёнка в себе, в своих способностях и даже возможности завести много друзей. Взаимоотношения со сверстниками выстраиваются на отношении успешности обучения, обуславливая социальную успешность («отличники» - авторитеты, «двоечники» - изгои). Соответственно, успешность обучения в данном возрасте становится важнейшим показателем успешности личности в целом.
В общем виде, на успешность обучения младшеклассника влияют:
1. Личные качества ребенка:
- Психологическое здоровье
- Физическое здоровье
- Готовность к школе
2. Качества близкого окружения:
- Отношения в семье
- Положение семьи в социуме
- Отношение родителей к учёбе
3. Качества процесса обучения:
- Личность педагога
- Интерес к предмету
- Отношения с одноклассниками
При этом, компетентность родителей в вопросах воспитания и развития, характер взаимоотношений в семье, стратегия семейного воспитания ребенка являются решающими факторами успешности обучения,
Как родители могут повлиять на успешность ребенка - в младших классах и в жизни?
Наилучшая родительская позиция обязана соответствовать трем ключевым факторам: адекватности, эластичности и прогностичности.
Адекватность – понятие, указывающее на соответствие, равенство, эквивалентность; сходство идеального образа и объекта. В данном случае можно сказать, что адекватность детско-родительских отношений в понимании успешности обучения выражается в понимании места и значимости учёбы в жизни ребенка, признания не только его оценок, но и усилий в обучении.
Эластичность – свойство отношений, противоположное ригидности (жесткости). Оно указывает на выбор методов и средств воспитания, ориентирующихся и меняющихся в зависимости от ситуации. При изменении интересов, мотивации, ситуации должны меняться и отношения, оценка действий, методы воспитания.
Прогностичность – способность ориентироваться на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это способность взрослого проявлять инициативу и своевременно изменять подход к воспитанию и развитию ребенка с учетом перспектив его развития.
Целесообразно применять следующие рекомендации по воспитанию и развитию отношений с детьми:
Поддержание психологического здоровья:
- сформируйте подходящую психологическую среду, сочетающую разумный контроль, проявление инициативы, обязанности и права;
- не конфликтуйте в присутствии ребенка – это отрицательно сказывается на мотивации к учёбе и приводит к тревоге.
Поддержание физического здоровья:
- подберите для ребенка подходящий уровень физической активности. Важно, чтобы нагрузка не приводила к переутомлению;
- убедитесь, что питание ребенка соответствует его потребностям, а потребляемые продукты соответствующего качества;
- обеспечьте достаточный уровень тишины и освещения при учёбе и сне;
- пройдите с ребенком медосмотр, чтобы выявить особенности здоровья и адаптировать учебный процесс под возможности ребенка.
Готовность к школе:
- убедитесь в том, что ребенок готов к школе не только интеллектуально, но и личностно (может взаимодействовать с детьми в контексте учёбы);
- если ребенок не успевает по учебной программе, следует рассмотреть дополнительные занятия с репетитором, либо облегченную программу.
Семейные отношения:
- уделяйте детям время не только в обучении, но и в игре;
- проводите время с детьми, демонстрируйте интерес к делам ребенка;
- обсуждайте с детьми цели школы, сложности, которые могут возникнуть в процессе обучения.
Отношение к учёбе:
- демонстрируйте сбалансированный подход к обучению. Важно не только получать хорошие оценки, но и прилагать усилия для учебы. Важно вникать в смысл обучения, а не в механическое заучивание;
- показывайте, что учёба – это важно, в том числе и собственным отношением. Дети повторяют то, что видят;
- не ругайте ребенка за плохие оценки. Хвалите за усилия и отмечайте успехи.
Успешность обучения – сложное комплексное понятие, включающее разнообразные факторы. Чтобы эффективно использовать возможности обучения и способности ребенка, следует создать ему соответствующую среду. Сделать это могут родители, так как именно они имеют особую значимость и влияние в жизни младшего школьника.