— Дорогие дети. Мы приготовили для вас новогодний подарок — путешествие в Ленинград на 10 дней. Поедем на поезде через Москву. Жить будем в школе, поэтому с собой нужно взять спальный мешок. В стоимость поездки включены билеты на поезд, питание, экскурсии, посещение музеев и театров.
Память обводит кружочком в календаре зиму номер 15. Конец 80-х. Я бегу домой, чтобы рассказать родителям о потрясающей новости. Уверена, что меня отпустят.
Мама с папой никогда не путешествуют, но мой восторг разделяют: дочке пора познакомиться с культурной столицей. Мне дают напутствия и 100 рублей. Огромные деньги по тем временам.
Ленинград встречает промозглой сыростью. Мрачное небо хмурится тучами. Ветер сначала дружески чмокает, потом лобызает до костей. И все же в груди кипит восторг. Сотни мостов, разрезающих город, сотни храмов, музеев и театров. Фонтанка, Летний сад, Марсово поле.
Потрясённая красотой, размазываю по щекам слёзы.
Нас привозят в школу где-то в центре. В спортивном зале лежат маты. Спартанские условия ничуть не смущают. Спать жёстко и холодно, зато весело. Тяжело вставать в 7 утра и умываться ледяной водой. А мыть голову в соседней парикмахерской даже прикольно.
Каждый день расписан: экскурсии, музеи в первой половине дня, театр — вечером. После обеда часа два-три свободного времени. Бегаю по магазинам, покупаю подарки близким.
Директор Лев Семёнович, вдохновитель и организатор поездки, фронтовик со связями. В театрах у него боевые друзья, которые достают дефицитные билеты. С ними он расплачивается башкирской валютой — мёдом.
Так мы попадаем на спектакль «Ревизор» с Олегом Басилашвили в роли Хлестакова.
На подходе к театру спрашивают билеты. Предлагают тройную цену. Пара одноклассников соблазнилась деньгами. Меня, девчонку из провинции, не сильно интересует знаменитая комедия Н.В.Гоголя, изобличающая пороки общества. Но я не променяю звездных артистов на рубли.
Сижу во втором ряду партера. Второй акт. Какой-то мужчина садится с краю нашего ряда. Я застываю от восторга. Это Никита Михалков!
В глазах вспыхивают звёздочки до тремора и аритмии. Это мой шанс получить автограф звезды.
Стараясь не привлекать внимания, тихонько пробираюсь и сажусь на корточки рядом с ним.
— Простите, пожалуйста, Никита Сергеевич. Не могли бы вы дать автограф? — шепчу я с лёгким тремором в голосе.
— Конечно, с удовольствием, — слышу бархатный голос Михалкова.
Он с любопытством смотрит на меня. Смущенно краснею.
— Как тебя зовут?
— Надежда.
— Красивое имя. Ты откуда?
— Из Уфы.
Он спрашивает про город, школу, про мою семью. Потом подписывает программку и говорит, что ему пора.
Программку с автографом дарю однокласснице. Со мной остаются воспоминания. Для меня они важнее бумажек. Я глубоко и упоительно счастлива от обаяния и магнетизма Михалкова.
Домой привожу чемодан подарков и полноводную реку эмоций. Берегу воспоминания, как сегодняшняя поклонница щеку, поцелованную Данилой Козловским. Они до сих пор звучат во мне, как музыка из репродуктора. Иногда тише, иногда громче, но всегда.