Найти тему
Chess'n'OK

Шатрандж - древние шахматы

Шатрандж занимает в истории шахмат особое место и был исключительно популярен в Средней Азии. После того как в VII веке арабы завоевали Иран, персидская элита приняла ислам, и новая игра быстро обрела популярность в высшем обществе Арабского Халифата.

Распространение шатранджа в Средней Азии проходило на фоне пышного расцвета арабской культуры, шахматы встали в один ряд с другими науками – астрономией, алгеброй, геометрией. Именно это свойство впоследствии сделало шахматы «королевой игр и игрой королей». С арабским периодом связано изобретение способа записи сыгранных партий, так называемой описательной нотации.

Персы и арабы способствовали развитию теории шахматной игры: игроки стали собирать партии и анализировать их. 327 Сохранилось множество дебютных позиций, окончаний партий, анализов и древних шахматных этюдов – мансуб нередко с пояснениями, при каких обстоятельствах сложилась такая позиция, и почему игроку был жизненно необходим выигрыш.

По мансубам учили новых юных дарований. Арабы опередили наших современных шахматистов уже более чем на тысячу лет в определении рейтинга шахматиста. Напомним, что у европейцев звание «маэстро» появилось лишь в ХIХ веке и только в ХХ веке появилось звание «гроссмейстер».

По правилам мансуб (арабских шахматных задач), белым грозит мат, но благодаря своему ходу они одерживают победу! Чёрные получают мат в три хода!
попробуйте решить ее
попробуйте решить ее
  • Для шахматистов же рангом пониже долго были «темные» времена. Никто не знал, в какую силу он играет! В разных странах применялись свои собственные системы для определения уровня игрока, что приводило к проблеме сравнения шахматистов из разных стран.
  • Только в 1970 году ФИДЕ ввела систему рейтингов ЭЛО. Эту систему рейтингов разработал венгерский математик Арпад Эло. У арабов чтобы определить свой рейтинг для игрока существовало пять таких классов (рангов)! Игрок должен был выиграть (или свести вничью) серию игр без форы с игроком, чей класс уже известен.
  • Если он выигрывал 7 или более игр из 10, его рейтинг считался выше, если же нет – наоборот. Лучших игроков называли «алия» («великий мастер»), игроки рангом ниже звались «мутакарибат» – алия давал им пешку вперед (сильным игрокам – пешку «g, «a» или «h», более слабым – «d» или «e»).

Игрокам третьего класса давали вперед фору целого ферзя (напомню – очень слабую фигуру, ходившую, как король), четвертого – коня, а пятого – ладью.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц