Найти в Дзене
Николай Стародымов

Воспоминания о службе в Туркменистане. Городок Кизыл-Арват

Вот такие там были прогулки. Мы с Сергеем Дышевым
Вот такие там были прогулки. Мы с Сергеем Дышевым

КИЗЫЛ-АРВАТ

Городок Кизыл-Арват (ныне Сердар) располагается между столицей Туркмении Ашхабадом и каспийским портом Красноводском (ныне Туркменбаши).

В самом городе Кизыл-Арват в мою бытность дислоцировался штаб родной 58-й Краснознамённой Рославльской мотострелковой дивизии и несколько частей нашего соединения. Штаб дивизии, «придворный» мотострелковый полк, инженерно-сапёрный батальон, батальон связи, некоторые другие части располагались в относительно комфортабельных зданиях.

Сейчас я выложу некоторый блок информации, за который никак не поручусь. Это то, что мне рассказывали. Гарнизонная легенда, так сказать.

В Туркестанском военном округе, а точнее, в той его части, которая дислоцировалась на территории Туркменистана, с незапамятных времён гарнизоны ютились в саманных казармах под соломенными крышами, оставшихся ещё со времён борьбы с басмачеством. А потом где-то в 70-х годах командующим округом был назначен генерал Белоножко. И именно благодаря ему гарнизоны округа начали обустраиваться, размещаться в современных помещениях. Именно Белоножко вытребовал средства для этой цели, развернув в округе массовое строительство современных зданий под штабы, казармы, дома семей военнослужащих. А потому его имя ветераны ТуркВО всегда произносили с благодарностью.

Так вот, обустроенность нашего гарнизона также связывали с именем Белоножко.

В городе имелись Первый, Третий, Восемнадцатый, Двадцать девятый и ряд других городков. Это что касается военной составляющей города.

А ещё там проживали русские, армяне, ну и конечно же туркмены. Все жили дружно, но всё же относительно обособленно. Они представляли собой сосуществующие мирки, которые так и не стали единым целым. Как ни говори, а в национальном вопросе коммунистическая идея оказалась утопической.

Сам по себе город Кизыл-Арват образовался как военный и железнодорожный пункт в конце XIX века. С давних времён тут располагался небольшой туркменский посёлок – и не более того. А потом пришли русские. Тут расположился крохотный гарнизон, во главе которого назначили легендарного прапорщика Качковского. Почему легендарного? Да потому, что о нём рассказывали множество легенд. Что обозлён он был на судьбу за прозябание в такой «дыре». Что ездил он куда-то по делам службы только в поставленной на арбу бочке с водой. Что когда пьян бывал, начинал стрелять по любому тельпеку (тельпек – это туркменская папаха, если кто не знает), который покажется на горизонте…

Уж что в изложенном выше правда, а что придумки – бог весть. А вот факт! Неподалёку от Кизыл-Арвата, поближе к горам, где, собственно, и обосновался Качковский, развёл прапорщик удивительный розарий. И с тех пор до времени, когда я служил в гарнизоне, существовала «качковская дача», как место отдохновения элиты Кизыл-арватского района. Само по себе словосочетание «качковская дача» в наших краях служило нарицательным понятием чего-то сказочно прекрасного в неблагоприятном мире. Наверное, она, эта «дача», существует и поныне, только скорее всего из названия её вымарали имя легендарного прапорщика.

Тогда же, ещё в царские времена, в Кизыл-Арвате располагались мастерские, работавшие на железную дорогу. Соответственно, здесь обосновалось некоторое количество русских рабочих. Да плюс администрация, да гарнизон… В общем, исторически русских здесь сконцентрировалось относительно много.

И вот ведь что получалось. Вокруг каждого построенного русскими военными городка скоро начинали обосновываться стекавшиеся со всей округи местные жители. Они искали здесь защиты, покоя, заработков, возможности попользоваться чем-то от культуры пришельцев. Через некоторое время местные жители численно превосходили основоположников поселения, и начинали их вытеснять. Приходили на готовое – подчёркиваю, а потом вытесняли!

Нечто подобное происходит сейчас по всей европейской части России, да и в Западной Сибири тоже. Когда наши города и веси начинают наполняться приезжими с юга, которые начинают контролировать финансовые потоки регионов, всё в большей мере диктуя свои условия проживания. И получается, что как нас вытесняли из построенных нашими предками населённых пунктов Средней Азии, так вытесняют сегодня и вовсе уж коренных наших земель.

Сдаём позиции мы, братцы, сдаём…

…За почти 65 лет своей жизни я побывал во многих местах. И в большинстве из них я бы хотел побывать ещё раз, посмотреть, как и что там сталось.

В Кизыл-Арват меня не тянет совсем.

Я благодарен городу, гарнизону, дивизии за те пять лет. Но пусть они так и остаются в прошлом, в воспоминаниях.