Найти тему

Дальний Восток - арена борьбы между церковью и советским государством в "хрущевский период"

Время "хрущевской оттепели" считается временем смягчения внутриполитической ситуации в СССР. Но в то же время, в этот период с 1958 по 1964 годы была развернута антирелигиозная кампания, которая сильно ударила по верующим.

Храм преподобного Серафима Саровского
Храм преподобного Серафима Саровского

Так, против мусульманских объединений была развернута борьба на Среднем Поволжье. А против православия опытным полем стала вся европейская часть СССР. Активная борьба против православия развернулась и на Дальнем Востоке.

Причиной этому служила слабый религиозный охват в этом регионе. Здесь было 11 церквей на весь регион (при 14477 на весь СССР).

В то же время, количество верующих в регионе увеличивалось и соответственно росло количество совершаемых церковных обрядов - крещений, венчаний, отпеваний.

В связи с этим росла и доходность от продажи свечей, предметов культа и совершения обрядов. Так, доходы только одной Свято-Никольской церкви во Владивостоке в 1955 году составили 600 тысяч рублей.

Не считая пожертвований, эти средства смогли хорошо пополнить церковную казну, вследствие чего в начале 50-х годов все православные церкви Дальнего Востока были отремонтированы и к ним были пристроены необходимые пристройки.

Храм Успения Божией Матери во Владивостоке
Храм Успения Божией Матери во Владивостоке

Такая же ситуация была и в других регионах СССР. Поэтому советское руководство решило начать наступление на церковь именно с этой - финансово-экономической стороны.

Смена курса директивно проявилась с 4 октября 1958 г., когда было принято секретное Постановление ЦК КПСС «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды»», требовавшее начать наступление на религиозные пережитки в сфере идеологии. С выходом 16 октября 1958 г. Постановлений Совета министров СССР №1159 «О монастырях в СССР» и №1160 «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений» началось наступление на экономические позиции Церкви: увеличение налогов на продукцию свечных заводов, землю, находившуюся в пользовании монастырей, было призвано подорвать материальное благополучие мощной религиозной организации - монография Е.Бакшеевой "Православные объединения и духовенство Дальнего Востока РСФСР в период антирелигиозной кампании 1958 - 1964 гг"

Это серьезно подорвало укреплявшееся финансовое положение православной церкви. В том числе и на Дальнем Востоке.

Низкие доходы не позволяли содержать церкви с небольшим приходом. Они стали закрываться, а здания церквей передавались на баланс исполкомов.

На Дальнем Востоке первой в 1959 году закрыли Успенскую церковь поселка имени Лазо Приморского края. Затем было снято с регистрации православная община в поселке Магдагачи Амурской области, который был наиболее слабый в материальном плане.

Среди снятых с регистрации могла оказаться и община г. Владивостока. В октябре 1961 г. горисполком принял Решение «О сносе Свято-Никольской церкви без предоставления помещения». В ответ на многократные ходатайства членов церковного совета, прихожан городские власти предложили здание полуразрушенной казармы, находившееся в 10 км от города. Вот как описывалось верующими её месторасположение: «Поблизости на несколько километров никакого признака жилья, нет телефонной связи, нет воды. Один автобус ходит крайне редко и не может вместить всех пассажиров» - Государственный архив Приморского края Ф. Р-1578. – Оп. 1. – Д. 2, 3, 4, 14, 27.

Но так как, верующих во Владивостоке было много, то власти не решились закрыть приход.

Закрытие официальных общин привело к созданию нелегальных. К 1962 году, по данным властей на Дальнем Востоке действовало 8 таких общин.

На духовенство, в первую очередь, тех, кто выступал против мероприятий государства, оказывалось не только материальное, но и административное давление. В 1960 г. за проведение религиозной пропаганды «среди верующих, отошедших от церкви», был снят с регистрации священник Христорождественской церкви г. Хабаровска, в 1961 г. «… за нарушение законодательства о культах» – священник Александро-Невской церкви г. Хабаровска - Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). – Ф. Р-1359. – Оп. 3. – Д. 4; 18 – 21, 24

Снятие с регистрации священнослужителей позволяло закрывать общины, оставшиеся без священников.

Таким образом, советская власть смогла восстановить контроль над церковью, утраченный в 40-х годах. Но в то же время, и церковь в этот период начала активно противодействовать государству в рамках "правового поля".