Найти тему

Церковь Всех Святых

Как купить тур он-лайн дешевле

В небольшом городке в северной части Ленинградской области – в Приозерске – находятся подворья нескольких ладожских монастырей, к которым относятся Подворье Спасо-Преображенского Валаамского, расположенного при Всесвятской церкви, а также Подворье Коневского монастыря, расположенного при храме Рождества Пресвятой Богородицы. На Руси сложилась традиция, что церкви Всех Святых обычно возводились на кладбищах или же рядом с ними. Данная традиция совершенно оправдана, поскольку во все времена родственникам усопших хотелось, чтоб рядом с дорогим человеком всегда был его Ангел-хранитель.

В зоне расположения старинного православного кладбища в Приозерске, наиболее ранние захоронения которого относятся к 60-м годам 18 столетия, был возведен Всесвятский храм, второе названием которого – Андреевский храм. Стоит отметить, что денежные средства, необходимые на возведение прикладбищенской Кексгольмской церкви (Кексгольм – именно такое название в те времена относилось к этому городу), в общей сложности около 26 тысяч рублей, пожертвовала перед своей смертью дочь богатого купца Авдотья Андреева. Становится ясно, что близких старшего брата усопшей (Федора) совершенно не устроило такое положение вещей, в результате чего в течение длительного времени проводился гражданский процесс, во время которого различными способами доказывалась незаконность завещания покойной. К счастью, большинство присяжных заседателей были приверженцами Православной церкви, а может, им просто повезло, но так или иначе, процесс был выигран.

Зимой 17 декабря 1874 года в городе Санкт-Петербург последнее завещание усопшей было полностью узаконено на городском судебном заседании. Первоначально проект храма Всех Святых был подготовлен по приказу Мартина Стениуса – кексгольмского губернатора. Проект поручили Франсу Шестрему (1840-1885) – архитектору и специалисту узкого профиля по православным храмам. Но разработанный Шестремом проект был отвергнут Святейшим Синодом.

Для разработки второго проекта был приглашен Аренберг Иоганн Якоб (1847-1914), имеющий богатый опыт строительства лютеранских кирх, а также домов для светских господ, из числа которых можно выделить дом губернатора в Выборге и знаменитую школу в Хельсинки. Понятно, что данного рода сооружения не имели отношения к православному строительству. Подобно первому проекту, второй также не спешили утверждать.

Весной 1890 года обер-прокурор все-таки утвердил проект архитектора, после чего незамедлительно началось строительство храма. В течение двух лет из неоштукатуренного красного здания, выложенного из Валаамского кирпича, был выстроен полноценный храм. В 1894 году церковь освятили согласно существующим православным обрядам. Если судить по записям Святейшего Синода, то в конце 19 столетия в России каждый год строилось от шестисот до девятисот церквей.

Новый храм выстраивался одноглавым и имеющим шатровую колокольню. Кроме того, строительство этого церковного здания стало важным событием для жителей западных территории Российской Империи. Но так считали далеко не все, ведь архитектор разработал проект церкви в традиционном «неорусском» стиле, что явно выражено в нетрадиционных для русских каменных церквей элементах деревянного зодчества, представленных живописными резными карнизами во внутреннем и наружном убранстве. В храме Всех Святых также отражены элементы пяти разнообразных по стилистике стилей: романского, древнерусского, классицизма, барокко и готики. Присущее разделение форм по вертикальной составляющей отчетливо отражается в классицизме; полуколонны, которые не несут в себе какой-либо функциональной составляющей и необходимые только для декоративного оформления, относятся к стилю барокко. Скорей всего, такого рода архитектурные особенности, включающие столь обширное сочетание стилей, делают церковь Всех Святых в городе Приозерск не просто оригинальной, а буквально единственным и неповторимым творением того времени.