Су-57 российского производства, разработанный авиапредприятием "ОКБ Сухой", совершил первый полет 10 лет, но он до сих пор не принят на вооружение. В настоящее время Минобороны России - единственный заказчик, заказавший 76 истребителей, которые будут получены в 2028 году.
Многоцелевой истребитель способен поражать все воздушные, наземные и надводные цели. Стелс-покрытие также скрывает оружие.
Он разрабатывался как конкурент американским самолетам F-22 Raptor и F-35. Он способен развивать скорость в 1,6 Маха. Однако пока был построен только один серийный самолет (кроме 10 испытательных прототипов), и его конструкция еще не зарекомендовала себя на поле боя.
Тем не менее, скрытность Су-57 и его заявленные способности вызывают сомнения у экспертов. Индийские ВВС также выразили озабоченность по поводу стоимости обслуживания и содержания самолёта.
Перед создателями Су-57 также стоит задача создания двигателя второго поколения. Ссылаясь на бывшего авиаинженера Сухого, в документе говорилось, что 76 «действующих» моделей, которые, как ожидается, получат ВВС РФ в 2020-х годах, не будут иметь предполагаемого двигателя второго поколения.
С другой стороны, китайский J-20, разработанный Chengdu Aerospace Corporation, поступил на вооружение в марте 2017 года. Он поддерживает скрытность, неся оружие во внутренних отсеках. Он может нести ракеты большой дальности и высокоточные бомбы.
В истребитель может поместиться до шести ракет класса "воздух-воздух" благодаря большему пространству в каждом отсеке.
F-22 поступил на вооружение в декабре 2005 года и продолжает доминировать на мировом рынке истребителей. И F-22 Raptor, и Chengdu J-20 - это одноместные истребители с малозаметными способностями, которые также имеют схожие размеры.
Оба самолета также имеют глубоко интегрированную современную авионику и сенсорное оборудование с малонаблюдаемой активной антенной решеткой с электронным сканированием, которая может обнаруживать несколько целей в любых погодных условиях.
Интересно, что Китай продолжает называть свой J-20 истребителем четвертого поколения. Причина в том, что Народно-освободительная армия Китая (НОАК) использует другой метод классификации поколений истребителей.
Согласно журналу The Week , Управление военно-морской разведки ВМС США объяснило эту систему классификации в отчете о ВМС Китая в отчете 2007 года.
«Система НОАК… не обязательно соответствует международной системе. НОАК и военно-морская авиация идентифицируют свои самолеты только как 1, 2 и 3 поколения в зависимости от того, когда они впервые были интегрированы в вооружённые силы ». Но китайские СМИ продолжают относить его к пятому поколению, следуя западной классификации, что лишь усугубляет путаницу.
Хотя России не удалось привлечь иностранных заказчиков на истребитель, она по-прежнему видит в Китае потенциального покупателя.
Ссылаясь на российское СМИ, Марк Епископос из National Interest рассказал о «взаимной выгоде» сделки по импорту Су-57 в Китай. Он утверждал, что J-20 был спроектирован как ракетная платформа-невидимка, которая может преодолевать сложные системы противовоздушной обороны для поражения критически важной инфраструктуры или военных объектов.
Хотя Индия проявила некоторый интерес к изучению Су-57 и ранее сотрудничала с Москвой в отношении истребителя пятого поколения, однако Нью-Дели вышел из проекта после того, как ВВС Индии не были довольны его характеристиками, во время его разработки.
В прошлом году начальник штаба ВВС Индии Ракеш Бхадаурия объявил о планах Нью-Дели разработать отечественный истребитель пятого поколения, который сможет конкурировать с американскими F-22 и F-35, китайским Chengdu J-20 и российским Су-57.
В целом эксперты считают, что и российский Су-57, и китайский J-20 являются малозаметными истребителями пятого поколения и выглядят очень многообещающе на бумаге, однако действительно ли они могут сравниться с F-35 или даже с новейшими F-16 Vipers, Dassault Rafales или Eurofighter Typhoons остается очень большим вопросом.
А что вы думаете по этому вопросу? Напишите в комментариях.