Найти тему
Cinemacountry

Фильм "Нефть". Незавидная судьба одного магната

Помимо прочих в режиссёрской профессии я выделяю два подкласса: «элита» и «отличники». К первой категории мысленно отношу всех новаторов, генераторов беспримесной мысли, созидателей, верных своему делу — зритель перед такими робеет и либо преклоняет колено, внимая без толики сомнений в их гениальности, либо обходит стороной, страшась быть раздавленным этой мощью.

Дэвид Линч
Дэвид Линч

«Отличники» — ребята попроще, они (в отличие от первых) о своем зрителе думают, ломают голову над тем, как уложить сложную идею в формат кино, а не бросают ее, словно гранату. Их фильмы менее претенциозны, но все же сильны, и всегда (!это важно) получаются. Их принимает зритель, их ласкает критик.

Алехандро Гонсалес Иньярриту
Алехандро Гонсалес Иньярриту

Хороши, безусловно, и те, и другие, но самый мед —опять же субъективно — на пересечении данных множеств. Фамилий в этом интервале сравнительно немного. Одна из них — Андерсон, Пол Томас Андерсон.

Пол Томас Андерсон (справа) на съемках фильма «Нефть»
Пол Томас Андерсон (справа) на съемках фильма «Нефть»

Давно стоило написать о, пожалуй, лучшем из его фильмов. Время пришло.

«Нефть»:

Как и многие другие, Дэниэл Плейнвью построил свою нефтяную империю на крови, слезах и поту, однако биологические жидкости эти принадлежат не случайным жертвам его тщеславия, а ему самому.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Плейнвью упорно работал, терпел лишения, обретал, терял, страдал, но продолжал через боль и усталость планомерно идти к благосостоянию. Нет, чужая кровь прольется тоже, но она не будет подношением богу капитализма: она — дар мизантропии. Чем в более глубокую скважину погружает бур Плейнвью, тем ниже и ниже падают его моральные устои. Дело в том, что герой Дэй-Льюиса глубоко разочарован в людях и находится в перманентной борьбе с этой своей болезнью, ибо так устроен мир: человек — социальное животное.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Качество и продуманность картины, конечно, поражает. Оказывается, вовсе необязательно готовить витиеватый сюжет с сильной интригой, чтобы удержать зрителя у экранов. Важна не сама история, а манера и форма рассказа. Режиссер и оператор работают в унисон: они делают красивым каждый кадр, наделяя его попутно смыслом и образностью. В «Нефти» проведена одна из красивейших киноцитат (если вы смотрели «Сокровища Сьерра Мадре», вы тоже впечатлитесь) — она не плавает, как это часто бывает, словно поплавок в озере чужой мысли, а мимикрирует под настроение фильма.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Ну, и, разумеется, Дэниэл Дэй-Льюис — любимец Андерсона, бриллиант каждой своей новой работы, актер, раздвинувший рамки профессиональной гибкости до недосягаемости. Он играет так, что забываешь моргать, а Пол Дано доигрывает ему на самой высокой ноте — идеальный дуэт протагониста и антагониста.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Фильм Андерсона полон аллегорий, распутывать их одно удовольствие. Это и внутренние параллели между героями и твердыней, по которой текут реки вен, бурлящие черной густой кровью, и метафоры на закадровый мир. Завораживающий танец бизнеса и религии, олицетворенных в Плейнвью и Илае, составляет вторую из двух основных проблем картины. Мальчишеская борьба, долго удерживаемая в рамках взаимных подножек, в итоге разрешается кровавым побоищем, на руинах которого лежит истина устройства мира: бизнес — неорелигия, религия — новый бизнес.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Первая проблема — терзания мизантропа. Зрителю не придется ждать развязки, чтобы понять, что все-таки победит в герое: его начало или недуг? Сюжет раскроет этот основополагающий момент еще в середине повествования, а оставшееся время нам предстоит наблюдать за триумфальным шествием «победителя». И, поверьте, оно пугающе великолепно.

Спасибо за внимание! 

Если вам понравилась статья, то вы можете отблагодарить автора лайком. Подписывайтесь на канал и инстаграм — впереди ещё больше интересного о мире кино :)