Помимо прочих в режиссёрской профессии я выделяю два подкласса: «элита» и «отличники». К первой категории мысленно отношу всех новаторов, генераторов беспримесной мысли, созидателей, верных своему делу — зритель перед такими робеет и либо преклоняет колено, внимая без толики сомнений в их гениальности, либо обходит стороной, страшась быть раздавленным этой мощью.
«Отличники» — ребята попроще, они (в отличие от первых) о своем зрителе думают, ломают голову над тем, как уложить сложную идею в формат кино, а не бросают ее, словно гранату. Их фильмы менее претенциозны, но все же сильны, и всегда (!это важно) получаются. Их принимает зритель, их ласкает критик.
Хороши, безусловно, и те, и другие, но самый мед —опять же субъективно — на пересечении данных множеств. Фамилий в этом интервале сравнительно немного. Одна из них — Андерсон, Пол Томас Андерсон.
Давно стоило написать о, пожалуй, лучшем из его фильмов. Время пришло.
«Нефть»:
Как и многие другие, Дэниэл Плейнвью построил свою нефтяную империю на крови, слезах и поту, однако биологические жидкости эти принадлежат не случайным жертвам его тщеславия, а ему самому.
Плейнвью упорно работал, терпел лишения, обретал, терял, страдал, но продолжал через боль и усталость планомерно идти к благосостоянию. Нет, чужая кровь прольется тоже, но она не будет подношением богу капитализма: она — дар мизантропии. Чем в более глубокую скважину погружает бур Плейнвью, тем ниже и ниже падают его моральные устои. Дело в том, что герой Дэй-Льюиса глубоко разочарован в людях и находится в перманентной борьбе с этой своей болезнью, ибо так устроен мир: человек — социальное животное.
Качество и продуманность картины, конечно, поражает. Оказывается, вовсе необязательно готовить витиеватый сюжет с сильной интригой, чтобы удержать зрителя у экранов. Важна не сама история, а манера и форма рассказа. Режиссер и оператор работают в унисон: они делают красивым каждый кадр, наделяя его попутно смыслом и образностью. В «Нефти» проведена одна из красивейших киноцитат (если вы смотрели «Сокровища Сьерра Мадре», вы тоже впечатлитесь) — она не плавает, как это часто бывает, словно поплавок в озере чужой мысли, а мимикрирует под настроение фильма.
Ну, и, разумеется, Дэниэл Дэй-Льюис — любимец Андерсона, бриллиант каждой своей новой работы, актер, раздвинувший рамки профессиональной гибкости до недосягаемости. Он играет так, что забываешь моргать, а Пол Дано доигрывает ему на самой высокой ноте — идеальный дуэт протагониста и антагониста.
Фильм Андерсона полон аллегорий, распутывать их одно удовольствие. Это и внутренние параллели между героями и твердыней, по которой текут реки вен, бурлящие черной густой кровью, и метафоры на закадровый мир. Завораживающий танец бизнеса и религии, олицетворенных в Плейнвью и Илае, составляет вторую из двух основных проблем картины. Мальчишеская борьба, долго удерживаемая в рамках взаимных подножек, в итоге разрешается кровавым побоищем, на руинах которого лежит истина устройства мира: бизнес — неорелигия, религия — новый бизнес.
Первая проблема — терзания мизантропа. Зрителю не придется ждать развязки, чтобы понять, что все-таки победит в герое: его начало или недуг? Сюжет раскроет этот основополагающий момент еще в середине повествования, а оставшееся время нам предстоит наблюдать за триумфальным шествием «победителя». И, поверьте, оно пугающе великолепно.
Спасибо за внимание!
Если вам понравилась статья, то вы можете отблагодарить автора лайком. Подписывайтесь на канал и инстаграм — впереди ещё больше интересного о мире кино :)