Культ Диониса - один из последних продолжателей греческих традиций. В саму Грецию пришёл он от фракийцев (по одной из версий). Приобрел этот куль свойственные этому народу черты.
Дионис был знаком народу, как божество покровительствующее растительному миру , виноделию, пастушескому делу, обществу и необузданному веселью.
Вообще в верованиях культа отразилась вся возможная гамма чувств: от радости пробуждения, до грусти осеннего засыпания природы. Все эти эмоции имели тесную связь с оргиями и мистериями, которые проходили на его служениях.
Изначально, культ служил для освобождения душ служителей от тяжести социального бремени и для воссоединения с природой. Но потом все это начало приобретать развратный характер. Отсюда приобретенный сегодня негативный характер слова "оргия". Раньше оно больше соотносилось со словом "экстаз", теперь же значение ближе к "разврату".
Грандиозные празднества в честь бога-виночерпия были везде, где созревал виноград. А в Греции это значит вообще везде. Но чем же так привлек разумных и обычно сдержанных греков этот культ. Все просто - возможностью не сдерживать себя.
Но нужно понимать, что не все праздники посвященные этому богу носили развращенный характер были и просто светлые и торжественные церемонии, особенно много их было в начале весны, где-то они стартовали и в конце февраля.
Были и темные стороны у культа - служение менад. Здесь первобытный восторг мог переходить в неистовую ярость. Обычно такие празднества проходили зимой и символизировали смерть Диониса. В мифах жертвами менад стали Орфей и царь Пентей. Причем погибли эти персонажи из-за как сегодня сказали бы "высоких моральных принципов".
Но за фасадами общих празднований, сформировался в то время религиозный тайный культ Диониса. В самом начале у этого тайного сообщества были даже некоторые аскетические представления о нравственности. Например, они не ели мяса. Но с другой стороны изначально в культ была заложена и некоторая сексуальная распущенность.
Рим перенял от тайного общества "самое интересное" оставив нравственность и аскетизм за бортом. Распущенность здесь стала приобретать агрессивные формы, убийства и насилие стали нормальным атрибутом тайных вакханалий. Это был настоящий ужас.
С другой стороны, именно эти кошмарные деяния разбудили сенат и заставили посмотреть на ситуацию в стране под новым углом.