Как сообщило 27 ноября Министерство юстиции Республики Корея, им подготовлен законопроект, согласно которому сталкинг будет расцениваться как серьёзное преступление, а наказание за него может составить до 5 лет тюрьмы.
Сталкинг (stalking, 스토킹) — это нежелательное навязчивое внимание к человеку, преследование, которое заставляет жертву беспокоиться о своей безопасности. Преследователь (сталкер) может следить за вами, названивать, писать бесконечные сообщения в соцсетях. “Романтические” послания нередко перерастают в угрозы и физическое воздействие вплоть до избиений и убийств.
Уже тот факт, что для описания данного явления по-русски, как и по-корейски, приходится использовать английское слово, ненавязчиво намекает нам на то, что в России и Корее до сих пор не видели большой проблемы в сталкинге как таковом. Впрочем, так до недавних пор было и во всех других странах мира. Однако где-то ближе к концу XX века до людей постепенно начало доходить, что, например, романтическое ухаживание и превращение жизни объекта своей страсти в кромешный ад — это не совсем одно и то же.
Лидером в проявлении заботы о жертвах сталкинга выступил, как всегда, “бездуховный” Запад. Начиная с 1990-х годов уголовное наказание за сталкинг, причём с весьма серьёзными порой сроками тюремного заключения, было введено в США, Канаде, Австралии, Великобритании, Германии, Бельгии и ряде других стран. С другой стороны, в “высокодуховной” России сталкинг до сих пор вообще никак не наказуем — ни уголовно, ни административно. В ничуть не менее “высокодуховной” Корее навязчивые домогательства до сих пор считались лишь мелким правонарушением, за которое могли разве что выписать штраф в размере 100 тысяч вон (порядка 90 долларов), но не более того. Это, правда, не означает, что в России или Корее вообще нет никаких способов воздействия на тех, кто вас домогается, но наказание возможно не за сам сталкинг, а по уголовным статьям за конкретные опасные действия, такие как угроза убийством.
Если верить новостям, то в РФ разговоры о введении уголовного наказания за сталкинг ведутся уже несколько лет и даже готовятся соответствующие законопроекты, но на данный момент всё остаётся по-старому. А вот до южнокорейцев новые веяния в сфере юриспруденции, кажется, наконец, дошли: сталкинг в Корее будет теперь отдельным видом преступления.
Согласно предлагаемому Минюстом определению сталкинга, к этому виду преступлений будут относиться следующие действия: постоянное и неоднократное приближение к жертве, следование за ней, препятствование её передвижению вопреки её воле; поджидание жертвы или наблюдение за ней по месту жительства, работы или учебы; причинение жертве беспокойства или чувства страха посредством писем, телефонных звонков или информационных сетей.
Наказанием за подобные действия Минюст планирует сделать тюремное заключение на срок до 3 лет и штраф в размере до 30 миллионов вон (27 тысяч долларов). При этом, если в процессе сталкинга были использованы “опасные предметы”, наказание может составить до 5 лет тюрьмы и 50 миллионов вон штрафа.
Наконец, закон обязывает полицию реагировать на сообщения о сталкинге и выезжать на место преступления для принятия мер.
Объясняя необходимость нового закона, в Минюсте сообщили, что в последнее время выросло число случаев серьёзного морального и физического ущерба в результате сталкинга. Кроме того, из-за отсутствия механизмов защиты жертв сталкинга и должного наказания сталкеров дело нередко доходило до преступлений насильственного характера, таких как избиения и убийства.
Помните только, что на данный момент всё описанное существует только в виде законопроекта и не работает. Будем надеяться, что парламент не будет тянуть с одобрением инициативы Министерства юстиции. Правящая партия имеет там сейчас абсолютное большинство, а значит, может оперативно одобрять любые законы, что в данном случае было бы очень хорошо.