Найти тему
Савецкая Беларусь

О т.н. "Слуцком восстании"

100 лет назад антисоветские банды националистов-белогвардейцев* на Слутчине решили попытаться атаковать части Красной Армии. Сейчас это событие мифологизировано, по той простой причине, что это единственный эпизод, когда "Войска БНР" столкнулись с Красной Армией.

12 октября 1920 г. был заключен прелиминарный мирный договор с Польшей, согласно которому польские войска отходили на демаркационную линию. 19 ноября польское командование приступило к эвакуации своих войск. 24 ноября польские войска покинули Слуцк, 26 ноября — отошли на демаркационную линию. 29 ноября в Слуцк вступили части Красной Армии. Не успев окончательно сформировать оба полка , Слуцкая бригада вместе с "Радой Слутчины", не входя в соприкосновение с РККА, вслед за польскими войсками отошла на запад в местечко Семежово, находившееся в нейтральной зоне (примерно в 8 километрах от границы) — между польскими и советскими войсками находилась нейтральную 15-километровую зону. Здесь спешно заканчивалось формирование обоих полков. Получив от польских властей 300 пудов зерна и от польских войсковых частей 3 кухни, патроны и 360 сломанных винтовок, из которых потом в своей мастерской Слуцкая бригада сделала пригодными около 200. При этом польский генштаб поддерживал повстанцев материально. Член провозглашённого Слуцкого правительства Ю.Листопад ездил в Варшаву, где получил 25 тысяч польских марок для поддержки мятежа.
Численность Слуцкой бригада была небольшой. Существуют различные оценки численности мятежников. Разумеется, буржуазные источники готовы с большой охотой преувеличить эту цифру, чтобы показать массовость движения мятежников. Здесь идет настоящее соревнование цифр: 5, 7, 10, 12 тысяч человек! Однако и гродненская газета "Беларускае Слова", сочувствовавшая мятежникам, оценивала их силы до 4 тысяч человек. Как отмечает Владимир Ляховский, польская контрразведка называла цифру в 4 тысячи. Польская армейская разведка — 1,1−1,2 тысячи. Советские военные источники — около 2 тысяч. При этом сообщалось, что более половины повстанцев безоружны.
Всего в декабре бригада имела 2000 винтовок и 10 пулеметов. Артиллерии у мятежников не было. Снабжение вначале было налажено, но затем, по мере сокращения территории под их контролем стало ухудшаться. С 27 ноября подразделения этого полка производили налеты на расположение частей 8-й дивизии Красной Армии, на ее полевые караулы и заставы на демаркационной линии.
В оперативных сводках 16-й армии за 27 ноября — 1 декабря 1920 года отмечалась усиленная активность бандитских шаек на Слуцком направлении. Отряды бандитов, говорилось в сводке, производили налеты на передовые части Красной Армии, к 1 декабря банды были отброшены за демаркационную линию, но набеги на полевые караулы и заставы Красной Армии продолжались. Получив отпор, банды уходили на нейтральную полосу и этим самым спасались от разгрома.

В оперативной сводке РККА от 2 декабря 1920 г. говорилось, что
"В слуцком районе на 20 км на северо-запад происходят стычки с мелкими путешествующими отрядами балаховцев". На самом деле балаховцев на тот момент там не было, а это были отряды Слуцкой бригады.
Чтобы покончить с бандитизмом, командование Красной Армии вынуждено было 2 декабря ввести в нейтральную зону отряды 8-й и 17-й стрелковых дивизий. Получив согласие от польских властей, красные войска вошли 4 декабря в нейтральную зону на три дня. Но Слуцкая бригада отклонилась от столкновения с частями Красной Армии, отойдя на 8 км западнее Семежево, почти к самой границе. Только в районе Семежево часть отрядов была разбита и 7 декабря ушла из нейтральной зоны на польскую сторону, где польские войска разоружили 30 офицеров и 400 солдат. В результате операции были задержаны около 50 дезертиров и 15 перебежчиков. Т.к. стычки и нападения на части РККА продолжались, то советское командование снова запросило согласие у польской стороны, после чего 19 декабря части Красной Армии начали наступление и части 8-й дивизии Красной Армии за 2 дня расчистили территории от антисоветских банд — мятежники были выбиты из Семежова и Вызны, были разбиты их полки, а остатки «Войск БНР» 28 декабря бежали за реку Лань, где в районе Синявки Польша разоружила и интернировала остатки бригады. Часть «войска» ушло в леса и еще некоторое время продолжала бандитский террор. Сопротивление мятежников было быстро сломлено , так как мятежники не представляли сколько-нибудь серьезной военной силы. Не оправдались и надежды организаторов мятежа на поддержку белорусских крестьян. В ходе боёв значительная часть личного состава Слуцкой бригады, включая большую часть командования, разбежалась. Командир 1-го Слуцкого полка Пётр Чайка тайно сотрудничал с большевикамиу. Другие офицеры бригады – А. Миронович, Я. Реут, А. Анципович – также были обвинены Радой Случчины в измене и арестованы.

Слуцкий мятеж был поднят на щит пропагандой белорусских буржуазных националистов сразу же после его поражения. Уже на так называемом "Белорусском Национально-политическом совещании" в Праге 29 сентября 1921 г. была принята резолюция "О слуцком восстании". В этой резолюции провозглашался не имевший ничего общего с исторической правдой тезис о борьбе слуцких мятежников как против "Москвы", так и против "Варшавы". Павлюкевич**, присутствовавший на совещании в качестве представителя Слуцкой Рады, протестовал против этого лозунга и, мотивируя свое предложение тем, что повстанцы все время получали помощь оружием от поляков. Исправить соответствующее место резолюции о Слуцком восстании требовал и Алексюк, призывавший в борьбе с «российской угрозой», ориентироваться на Польшу и Антанту.

Из протокола совещания:

"Д-р Паўлюкевіч, прадстаўнік Рады Случчыны, як учасьнік Слуцкага паўстаньня, пратэстуе проціў прыведзенага ў рэзалюцыі лёзунгу і, зазначаючы, што паўстанцы ўвесь час атрымовывалі аружную дапамогу палякоў, просіць выкінуць словы: «ні паноў»,
<...>
Паўлюкевіч: Дэлегат быў пасланы ў Варшаву, каб знайсьці апору. Акцыя Балаховіча i Слуцкае паўстаньне былі цесна зьвязаны з Польшчай, бо іначай мы сядзелі б у турмах".


* — Павлюкевич Арсений Васильевич, член Рады Слутчины, начальник полевого госпиталя Слуцкой бригад , председатель Временной Белорусской Рады, созданной в сентябре 1924 г. в Вильно.

** — "Белогвардейцы" это не фигура речи. Основную роль в Слуцкой раде играли эсеры. При этом, многие участники Слуцкой бригады воевали против большевиков в белогвадейских армиях. Так, будущие нацистские холуи Р.Островский и командир слуцкой бригады А.Сокол-Кутыловский служили в русской белогвардейской армии Деникина, еще один командир П.Жаврид в 1919 г. арестовывался советскими властями «за помощь Деникину». Кроме того, среди мятежников было много балаховцев-белогвардейцев. И организационно не подчиняясь Балаховичу, Слуцкое восстание благодаря присутствию многих его сторонников носило налет балаховщины. При этом Балахович всяческими путями старался подчинить себе Слуцкую бригаду.

✅ Подписывайтесь на наш телеграм-канал.