В Муктинатхе, а точнее в деревне Ранипаува, наша небольшая группа оказалась после прохождения трекинга вокруг Аннапурны.
Благополучно преодолев знаменитый перевал Торонг-Ла, а затем — нелёгкий крутой спуск, мы пришли в это замечательное место, находящееся на высоте 3800 метров.
Сама деревня ничего особенного собой не представляет. Два ряда трёх-четырёхэтажных домов выстроились вдоль неширокой извилистой грунтовой улочки.
По этой улочке нескончаемым пёстрым ручьём движутся паломники из Индии и Непала.
Их цель — одна из восьми главных варшавских святынь — храм Мукиинатх, давший своё имя этой легендарной местности в административном районе Мустанг, в верховьях реки Кали Гандаки.
Направились и мы вместе со всеми к Храму, чтобы осмотреть уникальную святыню.
Индуисты называют это место Мукти Кшетра, что означает «место спасения души». Буддисты называют его Чумиг Гьяца, что по-тибетски значит «сто священных вод».
На входе нас встретили несколько больших гирлянд из связанных между собой колокольчиков разных размеров.
Не могу точно сказать, какую символическую функцию выполняли эти колокольчики там, однако известно, что в индуистской философии колокольчик символизирует Звук зерна, происходящий из Брахмы, а в буддизме — это женский символ. Его звук олицетворяет пустоту как природу всех явлений.
По пути к святыне, нам встретилось молитвенное колесо, приводимое в движение стекающим с горы ручьём. Нужно сказать, что подобное использование сил природы в религиозных целях в этой местности не редкость.
Сам Храм Муктинатх выглядит неюбычно для подобного рода сооружений,
Построен храм в начале 19 века в стиле пагода, собственно и определившем его облик.
Прямо напротив храма располагаются две прямоугольные кунды, или, говоря по-русски, два пруда, купание в которых смывает с паломника негативную карму.
С другой стороны храм окружен стеной в форме буквы "П", из которой изливаются 108 источников. Эту стену, вместе с источниками выполненными в виде коровьих голов, называют «Мукти-Дхара». Считается, что омывшись под его священными струями, страждущий достигнет освобождения из колеса сансары.
Паломники, каждый в меру своей силы воли и готовности к принятию ледяного душа, совершают омовение под ледяными струями. Кто-то окропляет только голову, а кто-то стоически проходит весь путь.
Вот уж поистине велика сила веры.
Принять участие в этом замечательном мероприятии мы не рискнули. Члены нашей группы из-за недостаточной погружённости в тему, а я из-за мурчавшего меня всю дорогу ОРЗ.
Тем не менее, наблюдать за происходящим религиозным действом было весьма интересно.
Помимо вайшнавского Муктнатха есть на территории комплекса ещё и небольшой Шива темпл, до которого мы не дошли, а также большая статуя Будды, буддийский храм и несколько ступ весьма аутентичного вида.
На этом наше знакомство с замечательной буддистско-индуистской святыней завершилось. Нас ождали Джомсом, день в Покхаре и долгий путь на далёкую и прекрасную Родину.
Вот видео о посещении комплекса Муктинатх: