Найти в Дзене
Марк Киселёв

4 страны и множество школ: 14-летняя школьница — об образовании в Финляндии, США, России и Англии

Оглавление

Арине всего 14 лет, но она уже успела поучиться в четырех странах. Наш новый блогер Марк Киселёв поговорил с необычной школьницей и узнал, в чем российское образование опережает зарубежное, как быстро адаптироваться в другой стране, не зная языка; и правда ли, что в Финляндии лучшие в мире школы.

1. Америка

Я родилась в России и жила здесь до 6-ти лет. В 2011 году моя мама выиграла грант программы Фулбрайт и годовую стажировку в США. Так я уехала вместе с ней. У меня тогда не было ощущения, будто я поехала в другую страну. Я была еще совсем маленькая, чтобы это осознать.

Я училась в государственной американской школе Christa McAuliffe в Нью--Йорке. Проблемы с языком у меня, конечно, были – я не могла полноценно участвовать на уроках. Мой уровень английского был даже ниже, чем Beginner: я знала только фразы приветствия и алфавит. По выходным мы ходили в русскую школу, где я могла говорить с другими детьми. Мне это очень нравилось.

Если сейчас я не понимаю других или не могу ответить учителю, то начинаю переживать. Что они обо мне подумают: может я какая-то глупая или совсем не знаю языка? А тогда я не обращала на это внимания. Когда ты ребенок, у тебя нет этих страхов. Ну, не понимаю я их и не понимаю – они меня тоже не понимают.

У меня в американской школе была подруга Шанель, с которой мы общались каждый день. Она не знала русского, а я не знала английского, но это нам никак не мешало.

Получилось, что я не успела окончить детский сад в родном городе, но закончила первый класс в американской школе. Там дети идут в школу на год раньше. Так после 4-х месяцев в Нью-Йорке, я вернулась домой в Россию.

ХОТИТЕ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ ОБ АМЕРИКАНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И КУЛЬТУРЕ США? ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ В ИНСТАГРАМЕ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ ИЗ ПЕРВЫХ УСТ ОТ СТУДЕНТА ПО ОБМЕНУ!

2. Финляндия

Всю начальную и среднюю школу до конца 7-го класса я училась в Самаре. Весной того года моя мама получила позицию приглашенной исследовательницы в Университете Хельсинки. Это было только на три месяца, и она предложила мне поехать с ней. Мне нужно было пропустить всего одну четверть в российской школе. Мы думали, что из этого получится интересный эксперимент. Я, конечно, согласилась, почему бы и нет.

В Финляндии школа начинается в первой половине августа. В Хельсинки меня определили в Финско-русскую школу, по-фински она называется Suomalais-Venäläinen Koulu.

Половина учителей в этой школе были русскоязычные, и другая половина финны, которые знали русский – и то же самое с учениками. Обучение в основном проходило на финском языке, но некоторые предметы преподавались на русском.

Во время уроков в этой школе мы много работали на компьютерах. В 8 классе всем детям выдают ноутбуки для выполнения домашнего задания и классной работы. На протяжении всего учебного процесса ноутбук полностью твой. Его нужно вернуть только по окончании обучения в школе. Ученикам младших классов выдают айпады, но ими дети пользуются только в школе. Помимо электронной техники школа бесплатно выдает каждому ученику в начале года комплект, в который входит все, что необходимо в учебном процессе.

Смотрите полное видеоинтервью с самыми интересными моментами, не вошедшими в статью на YouTube. Тайм-коды по ним уже там!

Как ты училась параллельно с российской школой и как на это смотрели учителя/ директор?

Я поехала в Финляндию, как ученица по обмену. Моя российская школа в Самаре и Финско-русская школа в Хельсинки заключили договор, где были прописаны даты моего визита. Мне перезачли оценки из финской школы, но добиться этого получилось не сразу. В Финляндии десятибалльная система оценивания, и это вызвало затруднение у администраторов российской школы. Они долго не хотели ставить мои финские оценки в аттестат за первую четверть. Пришлось вмешаться родителям. Все-таки иностранные обменные программы в России не так широко развиты, как в странах Европы, поэтому это может восприниматься в штыки.

Я также столкнулась с непонимание со стороны учителей до и после поездки. К примеру, когда в мае я сказала своей учительнице по английскому, что уезжаю, она отнеслась к этому скептически: «А ты знаешь, что в Финляндии в твоем возрасте они только учатся крестики-нолики рисовать?»

По моему возвращению в школе тоже были конфликты. Учителей раздражало, что я не могла сразу влиться в учебу, не успела пройти темы, которые пропустила. Со своей стороны, я стала поправлять произношение своей учительницы по английскому. Кроме того, после такого уважительного отношения ко мне в финской школе, я больше не могла не замечать грубостей, которые позволяли себе некоторые российские учителя в отношении учеников.

Финская система школьного обучения считается лучшей в мире. Какие отличительные особенности ты можешь выделить?

Я могу сказать, что я с этим мнением полностью согласна. Если сравнивать российскую, британскую и финскую системы образования, то финская мне понравилась больше всего.

Если ты не сделала домашнее задание в России, тебе сразу ставят двойку. На одном уроке ты можешь заработать целых три двойки. Все построено на каждодневном зарабатывании оценок. Тебе постоянно о них напоминают. Положительная оценка учителя твоя основная цель на протяжении всего обучения в школе.

В финской школе другой подход. Оценок и оценивания там гораздо меньше. Если ты не сделал домашнее задание тебе просто ставят минус, если сделал - плюс. Хотя это учитывается при выставлении финальных оценок, давления на детей гораздо меньше. Оценки ставятся только за тесты несколько раз за четверть и посмотреть их можно только в личном кабинете.

Учителя никогда не оглашают результаты теста при всем классе, чтобы дети не сравнивали себя друг с другом, не думали, что они хуже или лучше других.

Главная цель финской школы в том, чтобы детям было интересно учиться, чтобы они шли в школу с удовольствием. Думаю именно поэтому в Финляндии у 100% населения есть полное школьное образование.

В школу в Финляндии я ходила с большим энтузиазмом. Меня не приходилось будить по утрам, я просыпалась сама с мыслью о том, что меня ждет прекрасный день в школе. У меня были замечательные отношения с одноклассниками и детьми из других классов.

Меня с первого дня приняли как родную, все хотели со мной познакомиться, спросить, как я долетела. Мы сразу начали обмениваться контактами. В первый же день после школы мне в Инстаграм написала финская девочка, чтобы сказать, как она рада, что я буду учиться в их школе, хотя я ее даже не знала. Такой же теплый прием получила и другая новая девочка из России, которая приехала в Хельсинки на две недели позже меня. Так что с коммуникацией проблем никаких не было, и друзья появились с первого дня.

-2

То есть в финской школе проявляется большая забота о ментальном здоровье учеников?

Да, именно так. Если тебе очень грустно или ты сильно тревожишься по какому то поводу, то можно пойти к школьному психологу и рассказать об этом. Например, у меня проблемы в семье или у меня нет друзей в школе. Ты имеешь право не ходить в школу, пока твои проблемы не разрешатся или пока не пройдет кризис. В Финляндии считается, что твое психическое здоровье гораздо важнее 100%-ой посещаемости.

Кроме того, учителям в Финляндии запрещено делать детям замечания по поводу их внешнего вида, так как это может негативно повлиять на самооценку ребенку. В этом плане там детям предоставляется свобода самовыражения, для них создается свободная от осуждения среда. Можно красить волосы, делать яркий макияж, ходить на каблуках, и ничего за это не будет. То же самое касается и учителей.


Какие необычные предметы есть в финской школе?

В финской школе я неожиданно открыла в себе любовь к кулинарии. Там была хорошо оборудованная кухня и интересный подход к обучению. В начале года каждый ученик написал на листе пожеланий свою любимую кухню мира (итальянскую, грузинскую, индонезийскую, японскую). Каждую неделю мы выбирали одну кухню из получившегося списка и готовили из нее три блюда на выбор в команде из нескольких человек. Все необходимые ингредиенты школа закупала заранее. Интересно, что учительница не принимала активного участия в готовке. Она выдавала нам рецепты с подробной инструкцией и наблюдала за процессом.

3. Англия

Сейчас я учусь в 10-м классе в муниципальной школе Jesmond Park Academy, в городе Newcastle upon Tyne на севере Англии.

Вообще в Англии 13 классов школьного образования, из которых два последних необязательны, но необходимы для поступления в университет. Получается, что тут начинают учиться на год раньше, чем мы, и заканчивают школу на год позже.

В будущем я планирую поменять нынешнюю школу, мне она не совсем подходит. Я бы не отказалась учиться в частной школе, но обучение в них дорогостоящее, от 1.5 млн. рублей в год. Местная система школьного образования сильно отличается от российской. Тут, например, много католических школ или тех, где мальчики и девочки обучаются раздельно. Многие из этих школ обладают высокой репутацией, но для меня учиться там было бы слишком непривычно.

-3

Было ли решение переехать в Англию неожиданностью?

Переезд в Англию не был для меня неожиданностью, так как здесь работает моя мама. Ещё со второго класса школы я знала, что когда-нибудь окажусь в этой стране. С датой переезда мы определились в апреле 2020 года, но до последнего момента я не верила в то, что это произойдет.

Программу российской школы я не бросаю. В России я перевелась на семейное обучение, что означает самостоятельную работу по школьной программе и сдачу экзаменов по всем предметам в конце года. Я планирую сдавать ОГЭ в России в мае, вместе со всеми. Если только его не отменят в связи с коронавирусом, как это было в этом году.

С какими трудностями ты столкнулась?

Школьный год в Британии начинается в то же время, что и у нас, в начале сентября. Однако, в этом году из-за коронавируса мы начали учиться на две недели позже. После первой недели я уже уверенно ориентировалась в школьном здании, знала где какой кабинет, столовая, спортзал, кабинет руководителя нашей параллели. Со школьной программой все оказалось сложнее. Моя главная трудность — это..

Полную версию статьи читайте на сайте "МЕЛ" --->