Найти в Дзене
Добрые вести

Почему Бог допустил избиение младенцев царем Иродом и что об этом писал св. Иоанн Златоуст

В Евангелии от Матфея рассказывается, как в город Иерусалим пришли волхвы с Востока и расспрашивали о родившемся Царе Иудейском. Правивший в то время царь Ирод встревожился, выяснил у первосвященников и книжников, что Христу должно родиться в Вифлееме Иудейском и послал туда волхвов с просьбой (или приказанием) сообщить ему сведения о Младенце. Однако волхвы, выполнив свою миссию, не стали возвращаться к Ироду, а «получив во сне откровение, иным путем отошли в страну свою». Гнев царя был ужасен. Под воздействием злобы и страха за свою власть он совершает тягчайшее преступление. Вот что пишет об этом евангелист:

-2

По преданию, умерщвленных младенцев было 14 тысяч. Православная церковь почитает их как первых мучеников за Христа.

Однако встает вопрос: почему Бог допустил смерть невинных детей? Почему не отвел от них беду, ведь это в Его власти! Ответ нам дает святой Иоанн Златоуст, один из величайших христианских богословов (жил в 4 веке).

Св. Иоанн Златоуст (икона)
Св. Иоанн Златоуст (икона)

Прежде всего, святой Иоанн отмечает, что не Христос был причиной избиения младенцев, а жестокость Ирода. Но главное в другом. Богослов раскрывает нам правило, объясняющее не только избиение вифлеемских младенцев, но и всякую другую несправедливость, совершающуюся в мире. Это правило должно быть нам утешением и, одновременно, заграждать наши уста от сетований о несправедливости жизни:

«Обиды, несправедливо претерпеваемые нами от кого бы то ни было, Бог вменяет нам или в отпущение грехов, или в воздаяние награды».

В пояснение своих слов святой Иоанн Златоуст приводит пример, который я несколько переделал на современный лад.

Допустим, ты должен кому-то 100 тысяч рублей. И тут некий мошенник или вор выудил или украл у тебя 10 тысяч рублей. При этом твой заимодавец мог задержать преступника, но не задержал. Вместо этого он простил тебе 50 тысяч твоего долга. Стал бы ты говорить, что он несправедлив к тебе?

«Точно также и мы должны думать и о своих страданиях: этими страданиями мы или заглаживаем наши грехи, или же, если не имеем грехов, получаем за них блистательнейшие венцы», - говорит святой. А далее он продолжает:
«Но какой грех имели младенцы, скажешь ты, который должны были смыть своей кровью? Вышесказанное справедливо ведь можно применять только к людям возрастным, которые много согрешили; но те, которые претерпели столь безвременную смерть, какие грехи загладили своими страданиями? Но разве ты не слышал сказанного мной, что если нет грехов, то за здешние страдания там воздается награда?».
Избиение младенцев (икона) - взято с сайта https://pravoslavie.ru/
Избиение младенцев (икона) - взято с сайта https://pravoslavie.ru/

Лично мне кажется, что святой Иоанн прав. Тем более что в Евангелии есть косвенное тому подтверждение. Слова Иисуса Христа, сказанные Им во время Нагорной проповеди: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».

Размышляя над этим, я понял также, что наша небесная награда зависит не только от тяжести посланного нам испытания, но и от того, как мы переносим достающиеся на нашу долю страдания, обиды и несправедливости. Мне кажется, что:

  1. Ни в коем случае нельзя роптать на Бога. Этим мы выражаем свои сомнения в Его мудрости и справедливости.
  2. Очень многое зависит от нашего отношения к людям, несправедливо обидевшим нас. С одной стороны, злу нужно противиться, с другой – делать это нужно по-христиански, без ответной злобы. Причем бывает так, что бывшие враги, покоренные кротостью и смирением, становятся лучшими друзьями.

Прав ли я? Напишите свое мнение в комментариях. А еще лучше – историю из вашей жизни в подтверждение своей мысли. Напишите также, что вы думаете по поводу избиения младенцев?

А еще поставьте лайк и подпишитесь на канал, если считаете, что в ленте Яндекс.Дзена должно быть больше духовных материалов.