Мартин Скорсезе считается одним из самых величайших режиссеров современности. В кругу кинокритиков и среди зрителей его нарекли мастером гангстерских картин. Его фильмам действительно присущи выразительная жестокость, насилие, а также глубокий психологизм, отображающий внутреннее состояние героя, который оказался в ситуации или вынужден совершать действия и поступки, идущие в полный разрез его жизненным принципам и его окружающих. В такой ситуации оказываются главные герои криминально-драматического триллера «Отступники».
Синопсис Бостон уже давно является боевой ареной для ожесточенного противостояния между криминальными бандами и правоохранительными органами. Каждая сторона использует свои методы для борьбы друг с другом. Двое лучших выпускников полицейской академии избрали непростой путь в этой войне. Один становится полицейским под прикрытием, специально внедренным в опасную банду для контролирования каждого шага жестокого гангстера Фрэнка Кастелло. Другой, будучи полицейским-детективом, становится кротом в отделе специальных расследований, отчитывающимся о действиях полиции лично Кастеллу. Ситуация накаляется до предела, оба героя должны вычислить друг друга, но постоянная жизнь в искаженных реалиях меняет их внутренний мир.
Игра актёров Фильм отличается по-настоящему звездным актерским составом: Леонардо Ди Каприо, Мэтт Дэймон, Джек Николсон, Марк Уолберг, Мартин Шин, Вера Фармига, Алек Болдуин и другие. Причём речь идёт не просто об известных актёрах, а о по-настоящему талантливых актерах, которые не просто играют, а живут на экране. В первую очередь хотелось бы отметить игру Леонардо Ди Каприо, чья роль Билли Костигана, на мой взгляд, лучшая в его карьере. Актеру удалось передать внутреннее состояние героя, который всю жизнь прожил среди насилия, криминала и неуважения к человеческой жизни. Билли хочет изменить жизнь, даже пытается стать полицейским, но и тут ему «везёт», поскольку сразу после выпуска он получает работу «под прикрытием», которая не только грозит его безопасности, но и ставит в противоречие со своими собственными жизненными принципами.
Конечно, нельзя обойти стороной Джека Николсона, для которого роль гангстера Фрэнка Кастелло в принципе стала одной из последних перед его уходом из актерской карьеры. Хотя актер имеет опыт в воплощении образов злодеев, начиная с ролей безумного Джека Торренса в «Сиянии» или Джокера в «Бэтмене» и заканчивая ролью Дьвола в «Иствикских ведьмах». Но здесь актер сумел создать нетипичный образ гангстера, который, с одной стороны, лишен моральных границ, а с другой, руководствуется своими принципами, благодаря которым ему не просто боятся, но уважают в криминальной среде. Стоит отметить ту харизму и эмоциональную выразительность, которые Николсон передал в своем герое. Причем сложно привести пример эпизода, потому что в каждом из них актер показал высшее мастерство. Удивительно, что он так и не был хотя бы номинирован на премию Оскар.
Наконец, стоит упомянуть Марка Уолберга, который (скажем откровенно) редко радует по-настоящему достойными драматическими ролями. Здесь он сыграл роль сержанта Дигнама, курирующим специальный отдел полицейских под прикрытием. Этот герой обладает сильным характером, острым языком и при этом не утративший моральный дух и достоинство, с которыми он потом и совершает долгожданное и заслуженное возмездие.
Режиссура Мартин Скорсезе снял «Отступники» в лучших традициях гангстерского кино, приправив всё своим фирменным режиссерским почерком. Перед зрителем рисуется иной мир столицы Новой Англии города Бостона, где местная полиция совместно с ФБР ведут отчаянную борьбу с организованной преступностью. Но здесь разворачивается отнюдь не история про борьбу добра со злом, а историю, где выживает сильнейший, применяя самые нечестные методы. Причем этими методами не скупятся обе стороны. С одной стороны, полиция подсылает в банду копа, идеально подходящего на эту роль. С другой стороны, глава преступной группировки патронировал талантливого паренька, чтобы тот стал полицейским, а следовательно, его ушами и глазами. И там «крыса», и там «крыса». Разница между ними заключается в том, что один реально борется с преступностью ценой собственной жизни, а другой ради благ надевает лишь маску борца с преступностью, хотя сам в конце опускается ниже некуда. Вообще Скорсезе мастерски показывает, как меняется внутренний мир героев в этой искаженной реальности, где они только притворяются людьми. Понятное дело, что в такой ситуации, наверное, у любого нормального человека поедет крыша. В то же время Скорсезе дает четко понять, что в криминальном мире кодекс чести тоже утратил свою силу, потому крысятничают здесь абсолютно-абсолютно все, включая главного босса. Но этот клубок можно распутать лишь собственными силами, нажав на курок, который поставит точку в этой цепочке несправедливости.
Сценарий Примечательно, что «Отступники» являются ремейком гонконгского криминального триллера «Двойная рокировка», тем самым став первым в истории ремейком, завоевавшим премию Оскар в категории «Лучший фильм». Действие фильма разворачивается в Бостоне среди его неблагополучных пригородов, где вовсю процветают криминальные банды. Среди них особенно отличается ирландская группировка, возглавляемая давно разыскиваемым гангстером Фрэнком Костелло. Полиция давно бы поймала его. Проблема в том, что за эти годы преступник сумел построить могущественную империя, при этом заметя за собой все следы. Единственный оставшийся способ – это внедриться под прикрытием в банду Костелло.
Эта роль отводится лучшему выпускнику полицейской академии Билли Костигану. Сам Билли идеально подходит для этой роли. Будучи выходцем из неблагополучной семьи, члены которой сами занимались криминалом, в том числе работали на Фрэнка Костелло, Билли решает сломать эту «традицию», взять судьбу в свои руки, стать кем-то, кто несет пользу, а не вред. Однако герою всё равно придется вернуться к своим «корням», потому что именно его прошлое, прошлое его семьи помогут завоевать доверие Костелло и его приспешников, став агентом под прикрытием.
Фрэнк тоже не сидит на месте и решает внедрить своего человека в ряды полиции, а для этого берет под патронаж паренька Колина Салливана из бедной, но порядочной семьи. Колин тоже отличается высоким интеллектом, аналитическим складом ума, природным обаянием и жестким характером – всеми теми качествами, которые тоже обеспечили ему успешное окончание полицейской академии и устройство в качестве полицейского-детектива в элитной отделе специальных расследований. Теперь у Колина есть прямой доступ ко всем данным, которые позволят Фрэнку беспрепятственно проворачивать свои преступные операции, оставаясь безнаказанным.
Однако сам факт утечки информации не остается бесследным. То что ранее считалось лишь подозрением, вскоре становится неопровержимым фактом. Наступает парадоксальная ситуация: Колин должен вычислить Билли, а Билли – Колина. Понятное дело, что во время ожесточенных поисков «крысы» страдают невинные люди, да и сами герои меняются изнутри. Но кому-то из них удастся сохранить человеческое лицо, а кто-то опустится ниже некуда, но все же он получит свое заслуженное наказание.
Итог На мой взгляд, «Отступники» - один из лучших образцов криминальной драмы, да и в принципе один из лучших фильмов как таковых. Здесь выведены практически до идеала почти все возможные черты, включая режиссура, сценарий, игру актеров, монтаж, работу оператора, музыкальное сопровождение, работу художника-постановщика. Во время просмотра сразу видна рука мастера, под которым подразумевается, конечно же, сам Скорсезе. Поэтому без лишних слов просто рекомендуется к просмотру.
Интересные факты о фильме:
- Прототипом героя Фрэнка Костелло послужил образ реального бостонского гангстер Уайти Балгера
- А прототипом Колина Салливана - биография реального бывшего агента ФБР Джона Коннолли, тесно сотрудничащего с бостонской мафией