Найти тему
Discostars80

История о том, как Михель Крету сначала приблизил конец чужого проекта "Арабески" а позже прикончил собственный проект "Сандра".

Михель Крету ускорил процесс ухода Arabesque с музыкального Олимпа
Михель Крету ускорил процесс ухода Arabesque с музыкального Олимпа

Михель Крету и Сандра Лауэр.... Астрологи говорят, что их встреча была предначертана звездами. И для этого их привели в этот мир в один тот же день 18 мая, но разнесли во времени. Эзотерическая астрология гласит, что люди, родившиеся в один день, могут изменить судьбу друг друга. Так оно и произошло. Судьбоносная встреча состоялась в Оффенбахе, в Europa Sound Studios (по некоторым данным владельцем которой являлся Фрэнк Фариан, продюсер Бони М), в 1982 году. В то время неизвестный широкой публике немецкий аранжировщик румынского происхождения Михель Крету трудился в этой студии над произведениями известных и не очень исполнителей, а Сандра Лауэр, основная солистка трио Арабески как раз записывала свой очередной студийный альбом. И вот в перерыве за столиком в кафешке и состоялось их первая и судьбоносная встреча. Оба хорошо помнят этот день.

Михель Крету  в студии своего учителя Фрэнка Фариана
Михель Крету в студии своего учителя Фрэнка Фариана

Позже каким-то (таким же мистическим) образом Крету (уже в качестве сессионного клавишника) отправляется с группой Арабески в тур по Японии. Кстати, с ним вместе в тот раз в туре был и Манфред (Тисси) Тирс, но к нему мы вернемся в другой статье, надеюсь я все таки её допишу однажды.

Михель Крету на концертных выступлениях Арабесок в Японии (рядом справа Жан Франкфуртер)
Михель Крету на концертных выступлениях Арабесок в Японии (рядом справа Жан Франкфуртер)

И несмотря на то, что в женском трио было всего 3 девушки и вся остальная команда состояла исключительно из мужчин, которых однажды на живом концерте очень долго перечисляла (пардон, представляла публике) Микаэла Роуз, ни у кого (даже из продюсерского состава) не было даже мысли о том, что может случится непоправимое. А оно случилось. Как сказал один ди-джей с радио: "Михель сначала соблазнил, а потом увел Сандру из Арабесок".

"Да ну?!" - скажете вы. Всем известно, что никто не собирался продлевать контракт с группой по истечении срока (после 1984 года) по причине падения спроса на подобную музыку. Так-то оно так, но... Арабески должны были записать ещё один альбом, и "жить", появляясь на публике как минимум целый год, но в 1983 году Сандра разорвала контракт с группой и, между прочим, заплатила за свой поступок весьма кругленькую сумму в качестве неустойки, и рассталась с группой не полюбовно, так сказать. И первое время вопросы, связанные с причиной раннего ухода из группы, были табу для прессы. Равно как и о первом послеарабесоЧном сингле "Japan ist weit", который, на радость врагам и бывшим коллегам, с треском провалился. Это сейчас на немецких аукционах за него по-прежнему готовы выложить почти 2 сотни евро, а тогда, в 1984 году, за него никто не давал даже ломанного фенинга...

редкие синглы Сандры из личной коллекции Discostars80 представляет Анастасия, известная больше под псевдонимом Strange GirL
редкие синглы Сандры из личной коллекции Discostars80 представляет Анастасия, известная больше под псевдонимом Strange GirL

Вышеупомянутый сингл, был первым нерадивым "ребёнком" (Сандра как то обмолвилась в одном из интервью, что все её (музыкальные) творения - это её дети) в будущей семье Крету. Её новоиспеченный бойфренд и по совместительству теперь уже продюсер пошел по пути наименьшего сопротивления и просто посчитал что немецкая (!) кавер-версия известного мирового (!) хита группы Алфавила (в его интерпретации) станет хорошим стартом для новой певицы из группы, над участницами которой всячески язвила местная пресса, называя их не иначе как "поющие галки". Естественно над их творением потешались все кому не лень. Но Михель был упертый парень и не хотел упасть лицом в грязь перед любимой на тот момент женщиной. К тому же его, как основателя и идейного вдохновителя группы Моти Спешл, порвавшей танцполы Германии, оценили и дали ему, как молодому продюсеру, second chance. Ещё один сингл... И хотя это тоже очень интересная история, я не буду сейчас вдаваться в подробности, ибо это тема отдельной главы.

Сандра представляет сингл "(I'll never be) Maria Magdalena (из архивов Ф. Габовича)
Сандра представляет сингл "(I'll never be) Maria Magdalena (из архивов Ф. Габовича)

Сингл "Мария Магдалина", не сразу (ему понадобилось почти полгода), но всё же выстрелил в "ТОР 10" хитпарадов большинства стран по всем континентам планеты. Это был неоспоримый мировой успех. И этот успех стал источником его доходов на долгие-долгие годы. Проект "Сандра" под его чутким руководством стабильно раз в год выпускал чудесный хитовый альбом. Параллельные проекты, которые Крету делал с другими музыкантами на фоне проекта "Сандра" имели, несмотря на всю его именитость, весьма скромные успехи. На заработанные деньги была куплена солидная недвижимость в лучшем курортном регионе Испании, создана одна из лучших частных студий в Европе и позволяла чувствовать себя весьма обеспеченным человеком. И так продолжалось бы ещё довольно долго, если бы один нечаянный хит, который не подошел для Сандры. Ну как сказать не подошел, она его спела конечно, но он не вписывался в общую концепцию её творчества. Поэтому его решено было выпустить отдельно. А поскольку идея была все-таки несколько новаторская и такую музыку, в которой отчетливо прослеживались элементы богохульства, доселе не выпускали, было принято выпустить её инкогнито и посмотреть, так сказать, и на результат и на эффект. Ведь сингл в демо-версии, перед тем как его пустить в тираж, прослушало достаточно много экспертов со звукозаписывающий компании, и впечатлении было неоднозначным.

Энигма не вписалась в стиль сандра-саунд, созданный ранее мужем Сандры
Энигма не вписалась в стиль сандра-саунд, созданный ранее мужем Сандры

Но, как гласит легенда, зеленый свет синглу дало одобрение самого Ричарда Брансона, шефа Virgin, который кстати настоял чтобы голос Сандры оставили как есть (поскольку сам Крету планировал перезаписать женские партии уже с другой певицей).

Выпуск сингла нового проекта Крету с голосом Сандры, который обозвали Enigma "Sadeness part I" вызвал эффект разорвавшейся бомбы. И моментально затмил его доселе прибыльное детище - проект Сандра. Затем последовали ещё 3 сингла и полноценный альбом а вместе с ними рекой потекло бабло (пардон, доходы) :). И всё бы было ничего, но в создании изначального проекта Энигма был вовлечен ещё один человек (Франк Петерсон), который, по его словам, сделал большую часть проекта. И я верю, что это правда, поскольку с его уходом (а это ещё одна интересная большая тема для отдельной статьи), стиль Энигма стал заметно другим. И 2-ой альбом был сделан уже не за год как первый за целых 3 (!). Крету ведь нужно было доказать на что он способен сам, к тому за на 2-ой альбом Энигмы уже поступила огромное количество предзаказов (и это к тому времени когда он был еще даже не в работе!). Посему проект Сандра моментально отошел на 2-й план, ведь Крету нужно было повторить успех Энигмы уже без человека который помог, собственно, его создать...

Но по удачному стечению обстоятельств люди, задействованные над работой 2-го альбома Энигмы очень пригодились продержать на плаву и проект "Сандра". И несмотря на то, что стиль нового альбома Сандры "Close To Seven" по стилистике уже не тянул на танцевальный поп-диско-альбом и стал более, скажем так, энигматичным, тем не менее, он считается одним из самых удачных в её карьере. Что тому послужило трудно сказать, возможно с приходом Энигмы многие несведущие заинтересовались и её творчеством а возможно лестные отзывы критиков сделали свой скромный вклад в общее дело.

Проект Энигма  затмил проект "Сандра" и в итоге его уничтожил.
Проект Энигма затмил проект "Сандра" и в итоге его уничтожил.

Чем больше набирал мощь проект Энигма, тем меньше и меньше оставался интерес Крету к своему проекту "Сандра". И когда в 1996 году ему задали вопрос, почему проект Сандра заморожен, он честно ответил, что у него нет для этого никаких идей, и повторяться ему тоже не хочется. Следующий альбом проекта Сандры и последний, продюсером которого был Крету вышел только в 2002 году... И половина песен с него оказалась обычными кавер-версиями хитов, выпущенными ранее другими группами и исполнителями. О том, что Крету очень успешно умел это делать с помощью Сандры мною написано статья из 3-х частей. Что стоил Сандре выпуск этого альбома мы, возможно, никогда не узнаем. Она не слишком многословна в отношении этой болезненной для неё темы. Но по рассказам людей, которые были рядом в то время, певица многие годы со слезами умоляла мужа о возвращении на сцену. На единством публичном выступлении с песней "I close my eyes" в программе "Musik fur Sie", последнего сингла с последнего совместного альбома 2002 года на видео четко видно, что по щекам певицы текли слезы. Она уже тогда знала, что на ней будет поставлен окончательный крест. Фанаты Сандры и Крету и предположить не могли, что все это закончится именно так. Уверен не возникла бы однажды Энигма, проект "Сандра" жил бы ещё долго. Да да, именно проект, когда-то успешный коммерческий проект, от которого на сегодняшний день, увы, практически ничего не осталось кроме воспоминаний и наследия прекрасной музыки из далеких 80 и 90-х.

https://www.facebook.com/Discostars80

https://vk.com/discostars80

Подписывайтесь на наш канал и вы узнаете много интересного из мира музыки 80-х. Для гурманов рекомендую посетить наш сайт о музыке www.discostars80.com