« А также в области балета мы впереди планеты всей!». Кто-бы сомневался. Тем интересней, что еще на заре века ХХ-го петербургские ценители изящного и профессиональные искусствоведы восхищались балетом…сиамским.
В 1900 г. в Российскую Империю, в столичный Петербург, впервые пожаловала придворная труппа сиамского балета. Это стало возможным на фоне расцвета искренней дружбы между двумя царствующими династиями- Чакри и Романовыми. 28 и 29 октября труппа блистала на самых почетных сценах- Михайловского и Александрийского Императорских театров.
Выступление сиамских артистов подогрело интерес к сиамской культуре в среде российской творческой интеллигенции , дипломатического корпуса и научного сообщества.
«Сиамский балет впервые появился в этом году на сценах главнейших европейских театров и везде имел выдающийся успех своей оригинальной музыкой, живописными костюмами, экзотическими танцами и своеобразным содержанием представленных ими сцен».
«Россия и Сиам с веерами, фонарями и серебряными пиками, оригинальные по хореографическому замыслу и красивые по внешней форме, по замысловатому рисунку и комбинаци ям, могли бы войти в качестве новых элементов в нашу европейскую хореографию в соответственной обработке, примененной к требованиям нашего искусства.
Опытный балетмейстер, конечно, мог бы извлечь из них некоторую пользу, как опытный композитор, на темах сиамской национальной музыки, непривычной для нашего слуха мог бы построить несколько мелодий, облачив их в музыкальные формы, вос принимаемые европейским ухом» (Еileen Hunter with Narisa Chakrabongse. Katya and The Prince of Siam. Bangkok, Ежегодник Императорских театров. Сезон 1900-1901. СПб., 1901).
Под магию сиамского балета попал даже русский философ В.В. Розанов:
«Ничего нельзя представить более удивительного, нового, неожиданного (для европейца) ...в труппе танцовщиц Сиамского короля меня прежде всего поразила высокая и очевидная цивилизация, но не наша».
Художественная богема Петербурга также не осталась в стороне нового модного увлечения. Сценограф, дизайнер, иллюстратор и художник Леон (Лев) Бакст (1866-1924) по «горячим следам» в 1901 написал картину «Сиамский священный танец».
Конечно же, не остались в стороне и мастера отечественной балетной сцены. Через 10 лет гениальный Вацлав Нижинский ( выдающийся российский танцовщик и хореограф (1889-1950) предстанет в образе сиамского воина-аристократа древних времен.
«Сиамский танец» (ранее «Восточный танец») в исполнении Нижинского был одним из 5 хореографических эскизов дивертисмена «Ориенталии» (постановка М. М. Фокина и В. Ф. Нижинского 1910 года на музыку А. С. Аренского, А. П. Бородина, А. К. Глазунова, Э. Грига в оркестровке И. Ф. Стравинского, К. А. Синдинга в оркестровке А. С. Танеева).
«Ориенталии» впервые были представлены в официальной программе «Русских сезонов» Сергея Дягилева в 1910 году в Гранд-Опера́, Париж.Декорации и костюмы к спектаклю создавал все тот же Лео Бакст.
Остается добавить, что к к 100-летию премьеры «Ориенталий», тайский хореограф Пичет Клунчун в 2010 году поставил 54-минутный балет «Сиамский Нижинский» (Nijinsky Siam), задуманный как диалог с «Сиамским танцем » в исполнении Вацлава Нижинского.