Людей, не связанных с морем всегда интересуют подобные вопросы. Откуда продукты берутся, сильно ли качает, насколько тяжело одни и те же лица видеть каждый день, а как дела обстоят с девушками низкой социальной ответственности, они ж наверное в каждом порту вас ждут и т.п.
На все эти вопросы и многие другие, я обязательно отвечу в своих следующих постах. А сейчас поговорим о довольно важной теме - продукты на судне, насколько хорошо кормят и как часто их привозят.
Начать я хочу с реальной и очень забавной истории, которая произошла на моей первой практике. Учился я в Новороссийской мореходке (МГА им. Адмирала Ушакова, а сейчас уже ГМУ им. Адмирала Ушакова), если покороче, то просто "Вышка". Любой житель Новоросса знает это название. Ты можешь не знать, кто сейчас мэр города, но Вышка и Черноморец - это святое)).
Окончив второй курс, мы все засобирались в свою наконец-то первую полноценную практику (на полгода в загранку). Естественно устроится было довольно не просто, юные судоводы садоводы еще никому не нужны. С горем пополам меня и еще одного парня взяли в ПМП (Приморское морское пароходство, которого уже нет, классическое поглощение более крупной и сильной компанией - Совкомфлотом). Расписывать сборы в рейс я не буду, перейду к более интересным моментам.
Приезжаем мы такие на судно, которое 40 000 тонн дедвейтом (по информации от девочек из отдела крюинга в вышке), а на деле оказалось - 150 000 тонн, самую малость ошиблись;-) Мы правда еще неделю по нему ходили и думали, что на сорокатысячнике практику проходим, пока кэп не взялся за нашу учебу и пришлось зазубрить ship's particulars (размерения судна).
Период адаптации проходил довольно быстро и просто, экипаж был сплоченный и позитивный (понравилось мне работать с дальневосточниками). Примерно через неделю после нашего приезда, судно проходило наикрасивейший пролив Босфор, впечатлений было хоть отбавляй, такую красоту тогда я видел впервые.
После Босфора мы зашли на внутренний рейд для получения продуктов и снабжения. С кормы (задняя часть судна), к нам подошел катер, на борту которого нас ждали паллеты с вкусными и свежими продуктами. С помощью крана мы подняли их на борт и все дружно занесли к повару в провизионку (артелку). Простыми словами, помещение для хранения продуктов, где есть большие холодильные камеры (овощи, фрукты, молочка), морозильные камеры (мясо, рыба) и помещение с комнатной температурой (бакалея). Казалось бы и первокласснику понятно, откуда продукты берутся на судне, тем более когда сам участвовал в их разгрузке...но не тут то было;-)))
Сидим мы как-то на обеде с моим коллегой-практикантом и несколькими матросами и буфетчик приносит (он накрывает на столы) вареную картошечку со свежей зеленью и смачной отбивной. И тут мой однокурсник(он немного странноват...тогда думал я, что немного;-) ) спрашивает у буфетчика: "Андрей, а откуда у нас появилась свежая зелень на судне?" и глаза по пять рублей удивленные. Мы сначала подумали, что он шутит и поддержали юмор, но потом стало ясно, что этот вопрос был задан на полном серьезе. Буфетчик у нас парень с острым юмором и когда он понял, что действительно это была не шутка, то сразу же ухватился за шанс подколоть юнца по полной)
Буфетчик: Толян, ты уже почти месяц на судне и не знаешь откуда свежая зелень берется?
Практикант: Нет, не знаю
Буфетчик: Ну ты даешь! Зелень, овощи и некоторые фрукты матросы выращивают на баке (нос судна), в боцманской (специальное помещение). Ты что туда еще не ходил?
Практикант: Чё серьезно??? Еще не ходил
Буфетчик: Давай, собирайся прямо сейчас, повару как раз нужна свежая зелень для борща. А если не найдешь, спроси боцмана, он тебе покажет.
И отправился Толян в путешествие по почти трёхсотметровому танкеру в поисках зелени для борща. Я не стал его защищать или подсказывать, что буфетчик пошутил и зелень и продукты мы получали в Турции, несколькими днями ранее. Это все-таки мужской коллектив и нужно быть готовым к подколам и иногда конфликтам. Да и юмор был относительно добрый, ну по крайней мере не злой, просто поржали мужики, их можно понять, уже 7й месяц шел контракта.
Наш "Колумб" потерпел фиаско и еще неделю в курилке мусолилась эта тема. Поржали от души конечно.
Смех смехом, а однажды мне довелось поработать с капитаном, который выращивал на мосту маленькие помидорки Черри. Ну как выращивал, всего один куст, но довольно большой и плодовитый.
Итак, думаю, все уже поняли, что продукты берутся не из воздуха и не из судового огорода, а нам их просто-напросто привозят.
Как часто привозят продукты?
Заказы продуктов и снабжения делаются примерно раз в месяц-полтора (зависит от района плавания) с расчетом, что продовольствия хватит экипажу на несколько месяцев минимум. Запас обязательно должен быть, рейсы разные дают, можно и в Западной Африке застрять месяца на три.
Как кормят в море?
Если повезет, то почти как в ресторане...а если нет, то хуже, чем в столовке в вышке кормят курсантов-бюджетников. Практически все зависит от повара и от продуктов. Конечно, если в артелке продуктов осталось совсем немного и их качество оставляет желать лучшего, то и требовать ресторанных блюд от даже самого лучшего повара не стоит. Не все это понимают, поэтому в такие моменты жалующихся хватает.
Мне в большей степени везло с поварами, готовили разнообразно и вкусно. И первое и второе, и компотик из сухофруктов)) С одним поваром вообще на завтрак и на ужин был шведский стол, несколько блюд на выбор. Не хочешь сегодня рыбу, на тебе мясо и тп. Очень круто!
Интересные моменты возникают в смешанных экипажах, где рядовой состав зачастую филиппинцы. И повар тоже, мать его)) Практически каждый день рис, многая пища чересчур острая для русского человека, нет любимых щей-борщей и многих блюд, к которым мы привыкли. Иногда они конечно пытаются приготовить подобие борща (спэшл фо рашн фрэндс), но все равно не то и приходится привыкать к новой еде. Для человека со слабым ЖКТ может закончится плачевно.
! Кто не знал, на судне есть судовой магазин (slop chest). Поэтому мы в любой момент может купить себе вкусняшку-шоколадку, пену для бритья, носки, сигареты и др.
Плюс есть возможность сделать личный заказ через "шипчика" (shipchandler). В каждом порту есть огромное количество снабженцев, если капитан заказывает продукты, то можно сделать свой личный через него (если согласится) или же напрямую через шипчандлера. В Сингапуре ,например, мне нравится MOBCO Shipping, шипчик Jeffrey можно заказать все, что угодно через Вотсап.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк и делитесь в комментах, какие вкусняшки набираете с собой в рейс и за сколько все съедаете?
P.S. Я сладкоежка международного класса и съедаю все, что взял с собой в рейс недели за две максимум;-)))
Понравилась статья? Тогда поставь лайк, подпишись на канал и поделись статьёй в социальных сетях!